Психогигиена внимания

Способность к поддержанию активного внимания связана и с состоянием нервной системы человека. Поэтому третью причину невнимательности мы обозначим как нарушение психогигиены внимания. Здесь речь пойдет о его психофизио­логических основах.

Как мы уже отмечали ранее, физиологической основой вни­мания является повышение уровня возбуждения в определенных

участках головного мозга - возникновение так называемой доминанты. Как утверждают специалисты, наличие очага опти­мальной возбудимости обеспечивает наилучшее при данных условиях отражение того, что воздействует на мозг. Тем самым определяется существенная роль внимания в познавательных процессах.

Человек, с детства привыкший работать в идеальных, «тепличных» звуковых условиях, не сможет некоторое время полноценно заниматься в зале публичной библиотеки: его постоянно будут отвлекать проходящие мимо люди, их тихий шепот и т.п. И напротив, после большой комнаты, где нахо­дилось в группе продленного дня еще много других ребят, заниматься в «тепличных» условиях вам будет мешать тишина.

А если в комнате, где вы занимаетесь, звучит тихая музыка, то работается лучше или труднее? Большинству людей тихая музыка помогает сосредоточить внимание.

Интересно отметить, что эта закономерность широко исполь­зовалась в Древней Греции, в философской школе Аристотеля, получившей название «перипатетиков», или «прогуливающихся»,.поскольку обучение там происходило во время прогулок. Основатели этой школы полагали, что физическая активность отражается на сосредоточенности внимания, на интеллектуаль­ной деятельности. Когда «тело разогрето прогулкой», то и «мысль становится живее».

Сопутствующие привычные движения, не требующие к себе пристального внимания и большого напряжения сил, положи­тельно влияют на работоспособность, на сосредоточенность внимания. И.П. Павлов писал, что для деятельного состояния коры больших полушарий необходима минимальная сумма раздражении. Вот почему трудно длительно сохранять сосредото­ченность внимания в полной тишине, в пассивном, бездеятель­ном положении тела. Вниманию не хватает «подкрепляющих» впечатлений.

Еще раз подчеркнем, что сопутствующие, параллельные движения должны быть автоматическими, а звуковые впечат­ления не должны привлекать внимания своим содержанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: