Гносеология. Учебное пособие. – Киев: Алерта. – 2005. – 232 с

А.Ю. Цофнас.

В учебном пособии рассматриваются многие непростые проблемы одной из ключевых тем курса «Философия», который читается всем студентам, получающим степень бакалавра, а также курсов и спецкурсов по Методологии научного познания для будущих магистров и аспирантов, сдающих кандидатские экзамены по философии. Пособие адресовано читателям с разным уровнем подготовки и с различной степенью интереса к предмету. Это достигается за счет разнообразия условных знаков и шрифтов. Учебное пособие содержит упражнения и вопросы для самостоятельного размышления, снабжено именным и терминологическим указателями, а также словарем-справочником основных понятий, используемых в методологии естественных, социальных, гуманитарных и технических, наук.

Книга написана в форме непринужденной, а иногда шутливой, беседы с читателем. Автор оставляет читателю простор для формирования собственной позиции по многим дискуссионным вопросам.

Рекомендовано

Министерством образования и науки Украины

для студентов высших учебных заведений

Рецензенты:

И.В. Бычко, доктор философских наук, профессор;

И.М. Попова, доктор философских наук, профессор;

Л.Н. Терентьева, доктор философских наук, профессор;

А.И. Уёмов, доктор философских наук, профессор.

© А.Ю. Цофнас

ISBN 966-1385-781-1

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр.
Условные знаки, особенности употребления шрифтов, вредные советы  
СТАРТ, или Предисловие  
1. ЗНАНИЕ – СИЛА?  
Знание – ценность  
Знание – средство  
Знание – цель  
Как растет знание  
Первые выводы  
УПРАЖНЕНИЯ  
2. ЗНАНИЕ И ЕГО САТЕЛЛИТЫ  
Разные понятия знания  
Признаки «знания»  
«Единица» знания  
Где находится знание?  
Контроверсивные направления мышления  
Осмысление и понимание  
Вера и убеждение  
Воображение и Абсолют  
Соотношение знания и его «сателлитов»  
Остановиться, оглянуться…  
УПРАЖНЕНИЯ  
3. ДОСТИЖИМЫ ЛИ ЦЕЛИ ПОЗНАНИЯ?  
Ответ скептика  
Кормчий Кант  
Закоулки и тупики эмпиризма  
Лабиринты рационализма  
Третий путь или компромисс?  
Кто же прав?  
«Теория отражения»  
Проблема «третьей точки»  
Итак?..  
УПРАЖНЕНИЯ  
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАНИЯ И ИХ ОЦЕНКА  
Относительность знания  
Объективная и субъективная относительность  
Разные аспекты проблемы истины  
Концепции истины  
Истина и правда  
«Объективность» истины  
Критерии истины  
Истинность и понятность  
Критерий и степени понимания  
Таким образом…  
УПРАЖНЕНИЯ  
5. ГНОСЕОЛОГИЯ – ЭТО ТЕОРИЯ?  
К истории этого вопроса  
О правильной постановке вопроса  
Что считать основной проблемой гносеологии  
Контуры «понимающей гносеологии»  
Последние, но не окончательные, выводы  
УПРАЖНЕНИЯ  
6. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ  
О систематизации методологической проблематики  
50 терминов по методологии познания (Краткий словарь-справочник)  
ФИНИШ, или Послесловие.  
Ответы  
Именной указатель  
Терминологический указатель  
Благодарности  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: