Был ли род у саамов - ?

- у саамов отсутствовал термин понятия «род»

- «род» - широкий круг родственников

- брачные запреты билотеральные

- браки с однофамильцами не запрещены, встречаются достаточно часто.

- брачные ареалы саамов (от 75 % - 80% всех браков)

- имели общие угодья

- к к. XIX – н. XX вв.: малые и большие семьи не разделены. Семьи до 20 человек.

Большая семья – единый коллектив.

Одна часть БС – занимается рыболовством, другая – оленеводством. Те олени, которые дарятся при рождении – личная собственность.

Тамги – «мохмн» - на транспорт, клеймили зверя. Служили подписями. Обладали и мужчины, и женщины.

Вырезали тамги на ушах оленей. Братья видоизменяли тамгу отца. Имелись случаи продажи клейм.

Дохристианские верования.

- значительный пласт воззрений сохраняется до XX в.

- целостность была утрачена

Саамы проживали в разных районах – разные религиозные воззрения

- скупость источников по религиозным воззрениям саамов (характерно для кольских саамов).

Документы XVII – XVIII вв. в западных архивах.

Кольские саамы попали в научные труды поздно, когда дохристианские представления исчезли.

Трёхчастный мир.

- Нижний мир – туот-илмби- «другой мир» (кольские саамы), ямбе-эймо/яме-аймо (западные саамы).

Люди умершие насильственной смертью уходили в Северное сияние.

- Средний мир – мир людей

- Верхний мир – мир божеств

Толкование изображение на шаманском бубне.

Пантеон божеств трудно реконструировать.

Юбмель / ибмель – верховное божество символов жизненных сил природы

Пейве / бяйве – солнце. Появление солнца – поклонение

Бог грома – человек с молотом в руке – тиермис / укко-укконен / хораквалес

Мадеранна / саранна / юксонка / укксакка – функция, связанная с землёй

Ямме – акка – властитель загробного мира (акка – «женщина»)

Луот – хозик – антропоморфный облик (но в оленьей шерсти)

Аккрува – хозяйка рыболовства

Мец – хозяин леса

Пырт – хозяин дома

Томы: ведут оленеводческое хозяйство – куфихтар / илда. Они очень богаты, похожи на людей; могли заменить ребёнка, заманить в свой мир.

Инерские саамы считали колтских саамов – детьми медведя. Колты мясо медведя в пищу не употребляли. Сохранялись пережитки медвежьего культа. Добытая медвежатина съедается совместно.

Мяндаш – священный олень с золотыми рогами (вопрос прародителя саамов).

Шаман – нойда / ноайдэ. Шаман предсказывал будущее. Воплощалась душа в оленя (помогали рыба и птица). Сайвэ – священный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: