- у саамов отсутствовал термин понятия «род»
- «род» - широкий круг родственников
- брачные запреты билотеральные
- браки с однофамильцами не запрещены, встречаются достаточно часто.
- брачные ареалы саамов (от 75 % - 80% всех браков)
- имели общие угодья
- к к. XIX – н. XX вв.: малые и большие семьи не разделены. Семьи до 20 человек.
Большая семья – единый коллектив.
Одна часть БС – занимается рыболовством, другая – оленеводством. Те олени, которые дарятся при рождении – личная собственность.
Тамги – «мохмн» - на транспорт, клеймили зверя. Служили подписями. Обладали и мужчины, и женщины.
Вырезали тамги на ушах оленей. Братья видоизменяли тамгу отца. Имелись случаи продажи клейм.
Дохристианские верования.
- значительный пласт воззрений сохраняется до XX в.
- целостность была утрачена
Саамы проживали в разных районах – разные религиозные воззрения
- скупость источников по религиозным воззрениям саамов (характерно для кольских саамов).
Документы XVII – XVIII вв. в западных архивах.
|
|
Кольские саамы попали в научные труды поздно, когда дохристианские представления исчезли.
Трёхчастный мир.
- Нижний мир – туот-илмби- «другой мир» (кольские саамы), ямбе-эймо/яме-аймо (западные саамы).
Люди умершие насильственной смертью уходили в Северное сияние.
- Средний мир – мир людей
- Верхний мир – мир божеств
Толкование изображение на шаманском бубне.
Пантеон божеств трудно реконструировать.
Юбмель / ибмель – верховное божество символов жизненных сил природы
Пейве / бяйве – солнце. Появление солнца – поклонение
Бог грома – человек с молотом в руке – тиермис / укко-укконен / хораквалес
Мадеранна / саранна / юксонка / укксакка – функция, связанная с землёй
Ямме – акка – властитель загробного мира (акка – «женщина»)
Луот – хозик – антропоморфный облик (но в оленьей шерсти)
Аккрува – хозяйка рыболовства
Мец – хозяин леса
Пырт – хозяин дома
Томы: ведут оленеводческое хозяйство – куфихтар / илда. Они очень богаты, похожи на людей; могли заменить ребёнка, заманить в свой мир.
Инерские саамы считали колтских саамов – детьми медведя. Колты мясо медведя в пищу не употребляли. Сохранялись пережитки медвежьего культа. Добытая медвежатина съедается совместно.
Мяндаш – священный олень с золотыми рогами (вопрос прародителя саамов).
Шаман – нойда / ноайдэ. Шаман предсказывал будущее. Воплощалась душа в оленя (помогали рыба и птица). Сайвэ – священный.