«Великая рыбная река» Амур освоена людьми со времен неолита. Именно тогда сложилась дожившая до наших дней культура оседлых рыболовов с использованием лодки и сетевых снастей и с массовой заготовкой рыбы (особенно лососевых) в период ее нерестового хода. В языке народов Приамурья август или сентябрь (в зависимости от места проживания} именуется «великим рыбным месяцем». Это — время, когда раньше день в буквальном смысле слова кормил год: когда едва хватало рабочих рук, чтобы обработать улов, разделать туши пойманной рыбы для заготовки юколы, которая до следующего нереста обеспечивала людей пищей и кормом для их ездовых собак.
О народах, обитающих в бассейне Амура и его притоков, в дебрях Уссурийской тайги и на далеком острове Сахалин, долгое время существовали смутные представления. Только в середине XIX в. русские ближе познакомились с коренными жителями этих мест. Это нивхи (4,7 тыс. чел., старое название гиляки), нанайцы (12 тыс. чел., ранее назывались гольды), ульчи (3,2 тыс. чел.), орочи (900 чел.), ороки (200 чел.), удэгейцы (2 тыс. чел.), негидальцы (600 чел.) — небольшие промысловые народы, до сих пор проживающие на своих исконных землях.
|
|
Языки перечисленных народов, за исключением нивхского, относятся к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи. Язык негидальцев близок к северотунгусским (эвенкийскому и эвенскому), остальные являются южнотунгусскими. Уникален язык нивхов: он не похож ни на один из живых или известных мертвых языков; его относят к числу палеоазиатских языков.
Становление жизненного уклада оседлых рыболовов — в сочетании с сухопутной охотой и морским зверобойным промыслом, — вероятно, связано с предками палеоазиатов-нивхов. Тунгусоязычные пришельцы появились здесь позднее — предположительно, в I тыс. до н. э. К тому времени в Приамурье уже существовали и другие способы хозяйствования, земледелие и скотоводство. Тунгусские племена принесли сюда и культуру коневодства. Во второй половине I тыс. н. э. здесь сложился очаг яркой и высокоразвитой культуры, созданной тунгусо-маньчжурскими этносами. Здесь возникло (638) сильное государство Бохай, с которым вынуждена была считаться могущественная Китайская империя, поддерживали контакты Корея и Япония. В 926 г. царство Бохай пало под натиском кочевников— монголоязычных киданей. Но в 1115 г. предводитель тунгусоязычных чжурчжэней Агуда, выиграв несколько сражений с киданями, провозгласил создание «Золотой империи» («Алтун»). Почти столетие чжурчжэни успешно вели многочисленные войны с Китаем и монголами. Однако после создания державы Чингисхана ситуация резко изменилась. «Золотая империя» стала одной из первых жертв завоеваний Чингисхана, хотя чжурчжэни, будучи умелыми и отважными воинами, сопротивлялись долго и отчаянно. Покорение государства чжурчжэней началось в 1211 г. и продолжалось более 20 лет. Спаслись только те, кто смог укрыться в тайге и стал вести жизнь бродячих охотников и рыболовов. Таким образом, тунгусо-язычные народы Нижнего Амура, Сахалина и Приморья, -— вероятно, потомки уцелевших создателей яркой средневековой культуры Бохая и «Золотой империи», вынужденных после разгрома перейти к образу жизни их предшественников и соседей — палеоазиатов.
|
|
В хозяйственном быту, кроме рыболовства, большое значение имели таежная охота, собирание диких растений, морской зверобойный промысел. Соответственно этим занятиям строился трудовой календарь: с мая по октябрь ловили рыбу в открытой воде, в апреле — мае выходили на лодках в море для добычи нерпы и сивуча. Причем этим занимались даже жители поселков, удаленных от побережья: артели охотников выходили к морю и строили на берегу временные лагеря. Зимой охотились на таежную дичь, занимались подледным ловом рыбы (в основном при помощи сетей).
Самым эффективным, хотя и трудоемким, способом рыбной ловли было сооружение заездков. Заездок — длинная (до 100 и даже 300 м) загородка из жердей, поставленная против течения реки, от берега к ее середине. Рыба, поднимаясь вверх и стремясь миновать преграду, в конце концов попадала в узкий проход, за которым ставили длинную мешкообразную сеть.
В жизни тех групп, что обитали в глубине тайги {таежных нанайцев, удэгейцев, орочей, ороков), более важную роль играла охота: летом — пешая, зимой — на лыжах. Собачьи упряжки применялись как транспорт только у приречных и приморских жителей; у ороков существовало транспортное оленеводство.
Умение таежных народов ориентироваться среди бесчисленных сопок, рек и болот, в густых зарослях, знание повадок животных и умение их использовать, память, наблюдательность и смекалка всегда поражали европейцев, Много теплых и благодарных слов посвятил русский писатель и исследователь Дальнего Востока В.К. Арсень-св своему проводнику и другу гольду {нанайцу) Дерсу Узала, ставшему всемирно известным благодаря его книгам. Арсеньев глубоко прочувствовал и оценил такие черты характера своего героя и его соплеменников, как подлинно заботливое и гуманное отношение не только к людям, но и ко всему миру живой природы.
Поселки приречных рыболовов строились обычно многодворными, каждый рыбак старался поставить дом и надворные постройки поближе к воде. Даже в гости друг к другу ездили чаще всего на лодках. На самом берегу (в 5— 10 мот воды) обычно стояли лодки, за ними располагались сушила для сетей, вешала для юколы, дальше — жилища-летники из древесной коры, еще дальше — амбары и навесы для нарт и лыж. Самым удаленным от реки был зимний бревенчатый дом {фанза) и находившийся за ним навес для собак.
Зимний дом отличала система отопления. От очага под широкими пристенными нарами {как) проходили трубы дымохода, который обогревал нары. Отапливаемые каны, как свидетельствует археология, появились на Дальнем Востоке еще на заре железного века и уже широко использовались в Бохае и у чжурчжэней. Такая система отопления широко распространена в Китае и Корее.
Для производства одежды и утвари в прошлом широко использовались местные материалы: волокна крапивы или дикой конопли — для плетения снастей, выделанная рыбья кожа, меха, кожа диких зверей —для шитья одежды. Из древесных стволов выдалбливали лодки. Разнообразные предметы — посуда, металлические изделия (орудия, оружие, украшения), ткани и многое другое — проникли сюда благодаря торговле с Китаем. Под влиянием соседей у местных народов вошли в употребление халаты с правосторонним запахом, некоторые формы орнамента.
|
|
В общественной жизни большую роль играл род и родственные отношения. Браки внутри рода запрещались, родичи оказывали друг другу безоговорочную поддержку. Не менее важное значение имела соседская взаимопомощь.
В духовной жизни народов Дальнего Востока сохранилось много архаического. Живя в тесной зависимости от природы, они одухотворяли все ее творения и верили в связь между душой человека и душами животных и растений. Стойкое распространение среди них имела вера в родство людей с медведем и необычный ритуал проведения медвежьих праздников. Пойманного медвежонка несколько лет выкармливали (а иногда он даже жил вместе с людьми в разных домах по очереди). Но, в конце концов, зверя, привыкшего к человеку и ставшего почти ручным, в ходе особого ритуала убивали и съедали во время «медвежьего праздника».
Впрочем, таких ритуалов и поверий оставалось немного, и в XX в. в быт коренного населения прочно вошли современная культура и. образование.