Тема 2: Физико-географические исследования в туристской деятельности
Значение и методы проведения туристской деятельности
План:
1.Задачи физико-географического исследования.
2.Геологическое изучение.
3.Климатическое изучение.
4.Гидрологическое и гляциальное изучение.
5.Изучение почвенного покрова.
Изучение проводится поэтапно:
1) Знакомство с литературой и картографическими материалами, изучение отчетов. Методы: описательная сравнительная картография;
2) Полевые маршруты, проходящие ключевые участки;
3) Анализ.
4)Выводы: изучение с целью использования в туристской деятельности.
Геологическое строение – форма земельных пород, горная порода. Самостоятельное геологическое тело в земной коре. Происхождение магматических осадков, метаморфозы. Метод: предварительный и полевое.
- Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности, разных по возрасту, формам, размерам. Рельеф формируется под влиянием внутренних и внешних воздействий. Рельеф – это фундамент территории. Поиск – общегеографическая и специальная литература.
|
|
- Геоморфология – наука о земных поверхностях и их происхождении. Источники – карты, схемы.
- Орография – изучает взаимное расположение хребтов, возвышений, речных долин, котловин и других рельефов. Изучение – по топографической карте.
- Климат – многолетний режим погоды в данной местности, определенный географическими условиями. В основном формирует – широта, долгота, удаленность океана, высота над уровнем моря. Важно указать: град, туман, заморозки и оттепели, по сезонам.
- Погода – состояние атмосферы, за определенное время. Характеризуется температурой, влажностью, давлением, скоростью ветра, облачностью. Метеоявления – туман, гололед, метель, бури, оттепели, град и т.д. Источники – справочники, карты, метеослужбы. На основе знания можно предвидеть опасности. Местные приметы используются с древних времен. Надежный признак состояние неба, облаков. Ветер, радуга, мерцание звезд, дым из печи, полет птиц, поведение животных. Старушки. Приборы, барометр, градусник, альтиметр. Особую ценность в краеведческой туристско-рекреационной деятельности имеют непосредственные наблюдения за состоянием погоды в походах, знание местных примет и признаков изменения погоды. На основе знания общих закономерностей и местных признаков изменения погоды в данной местности организатор туристкой деятельности может предвидеть опасные изменения в погоде и принимать необходимые решения или конкретные меры для обеспечения безопасности.
- Гидрология – наука о воде: 1 раздел – гидрология океана и морей, 2 – гидрология суши, 3 – подземных вод. Цель – исследования безопасных туристских маршрутов. Источники информации. Питьевая вода. Безопасный сплав. Переправа. Методика: изучение источников, карт, полевое исследование берегов, замеры глубины и т.д. Описание реки или озера, опрос жителей, составление карт Лоуена.
|
|
- Гляциология – изучение ледников – наслоение приозерного, наземного льда. Они образуются из снега. Методика – справочники, карты. Ледники.
- Почвенный покров, почва – тонкий, плодородный слой земли.
- Ландшафт – природно-территориальный комплекс, который является основой территории рекреационных систем. Методика – та же.
- Флора – совокупность всех видов растений. Флора – показатель состояния окружающей среды.
- Фауна – совокупность всех животных данной местности. Достаточно описано.