Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский
Варианты «оценки оценки»:
§ – некая ценность или потребность ошибочно кажется человеку положительной или высокозначимой для него, но социальная группа рационально и эмоционально оценивает ценность по другому, как отрицательную или низкозначимую для самого субъекта, т.е. такую, которая не сможет удовлетворить его «разные потребности»;
§ – некая ценность каждому субъекту не только положительная или высокозначима, но и на самом деле способна удовлетворить его потребности, однако социальная группа относится к этим потребностям как к социально вредным.
=> в 1-ом случае изображаемый человеческий путь не ведет к цели; во 2-ом – изображаемый человеческий путь ведет к цели, но окружающие его осуждают.
Типология ценностных ориентаций:
Ø типология, для которой важнее всего, какая социальная сфера наиболее значима для человека:
●политическая;
|
|
●экономическая;
●научная;
●моральная;
●религиозная;
Ø важнее всего, какая временная направленность самая важная:
●на будущее;
●на настоящее;
●на прошлое;
Ø какой социальный уровень предпочитается:
●индивидуалист – ориентируется на свой жизненный успех и собственное наследие любой
ценой, при любом ущербе другим людям; не любой ценой; далеко не любой ценой –
«теория разумного эгоизма»;
●человек, для которого важнее всего ориентация на микрогрупповые ценности:
○интересы семьи;
○интересы друзей;
○интересы коллег и др.
● важнее всего ориентация на макроэкономические ценности:
○интересы партии, сословия и др.;
○интересы нации, страны и др.;
●ориентация на общечеловеческие, общемировые ценности.
При оценке самих ценностных ориентаций можно выделить крайние варианты: с одной стороны – «злодеи», с другой – «святые».
«От меня до шестилетнего ребенка – один шаг; от новорожденного до шестилетнего – огромное расстояние» (Л.Толстой).