В последние годы развиваются отрасли и специфические методы конфликтологии как новой интегративной науки, в частности общая конфликтология и отраслевые, или специальные, ее направления.
Определяется и предмет изучения общей конфликтологии — природа возникновения и развития конфликтной ситуации, измерение степени развития конфликта, возможные пути целенаправленного влияния на конфликтную ситуацию[5].
Анц.Шипилов выделяют 11 областей научного знания так или иначе изучающего конфликты.
Такая отрасль конфликтологии и психологии конфликтов, как педагогическая (как область теоретического и прикладного знания), находится на стадии становления, поскольку основным условием ее формирования становится накопление конкретных фактов для последующего их обобщения, анализа, синтеза и интерпретации. Педагогический конфликт как феномен реальной педагогической действительности должен изучаться, оцениваться, восприниматься в практической деятельности, во взаимосвязи с исследовательскими усилиями педагогов, психологов, медиков, социологов, правоведов, специалистов по управлению.
Конфликтология базируется на подходах и методах различных наук, прежде всего философии, социологии, психологии. При этом каждая из перечисленных наук рассматривает конфликтологию с точки зрения собственного предмета изучения конфликтов и используемых методов.
С точки зрения психологии конфликтология — область научных знаний о путях и способах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий в отношениях между отдельными людьми, группами, объединениями и их гармонизации.
С точки зрения философии конфликтология — область научных знаний о путях и способах предвидения, предупреждения и преодоления противоречий в жизни общества, государства.
С точки зрения педагогики конфликтология — область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.
С психофизиологической и медицинской точки зрения конфликтология — область научных знаний, посвященная психогигиене отношений между людьми, психопрофилактике и коррекции порожденных конфликтом отклонений в их психосоматическом статусе.
Итак, с одной стороны, конфликтология — интегративная и междисциплинарная наука, в которой существенное место занимают, в частности, психологические знания и методы. С другой стороны, в различных отраслях психологии и в профессиональной психологической деятельности (например, в психологии управления коллективами, при оказании психологической помощи, в психотерапии, психоконсультировании) важнейшее значение имеют психологические проблемы и анализ конфликтов, особенности конфликтного реагирования и поведения в конфликтах, продуктивное преобразование и преодоление, а также конструктивное разрешение конфликтов
Большинство публикаций по конфликтологии и психологии конфликтов носят практически ориентированный характер. Объектом изучения являются конфликты разных уровней:внутриличностные
, социальные (межличностные, межгрупповые, межгосударственные) и др. При этом преобладают исследования конфликтов, возникающих между субъектами одного уровня (личность—личность, малая группа—малая группа и т. п.). Сторонники различных концепций рассматривают конфликт с разных сторон, и каждое из многочисленных его определений отражает специфику предмета анализа.Объект конфликтологии – конфликт, конфликтное взаимодействие
Предметом конфликтологии как интегративной области научных знаний являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов, а также основные принципы, способы и приемы деятельности по отношению к конфликту, т. е. управление конфликтом.
Основные категории конфликтологии:
конфликт, конфликтная ситуация, противоречие, консенсус, агрессия, насилие, переговоры и т.д..
Функции конфликтологии:
· Объяснительная (выявляет общие закономерности развития и завершения конфликта и форм конфликтного взаимодействия)
· Теоретическая функция конфликтологии заключается в исследовании конфликта как социально-психологического явления, развитии его общей теории
· Конструктивная (прикладная) (предлагает надлежащие меры по преобразованию и оптимизации конфликтной ситуации)
· Прогностическая (вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития конфликтов в рамках той или иной социальной группы)
· Гуманистическая (способствует совершенствованию социа-льных отношений путем содействия формированию общественного консенсуса, обеспечения надежного и эффективного контроля за регулированием и разрешением возникающих конфликтных ситуаций)
· ...?
? Подумайте, какие еще функции конфликтологии могут быть актуальны в современном обществе?