В Древней Греции и Риме


1. Особенность обрядов в Греции.

2. Хоровое пение и обрядовые пляски.

3. Культ Диониса и Деметры.

а) празднества в честь весны.

б) диферамб и комос.

в)сельские дионисии

г)великие дионисии.

4. Древний Рим.

У древних греков была целая система обрядов, призванных обеспечить успешное завершение предпринятого дела или приблизить желаемое время года. Материалом для них служат мифологические представления. Особое развитие получило в Греции хоровое пение и коллективные обрядовые пляски. Часто хоры, разделенные на половозрастные группы вступали между собой в состязания «АГОН». Разгульный характер имели в Греции празднества плодородия. Изображая победу светлых сил жизни над темными силами смерти. Земледельцы рассчитывали на богатый урожай, на плодородие скота. На этих праздниках за трауром, постом, воздержанием следовало воспроизведением животворящих сил в форме разгула, обжорства и половой разгнузданности. Звучали насмешливые и позорящие песни «ямбы». Почти в каждом городе Греции было свое божество, свой культ и свои обряды. Наиболее был распространен культ Диониса и Деметры (дочь Празерпины и Аида, бога подземного царства).

Дионис – бог винограда, виноделия и веселья. В числе эпитетов Диониса есть такие – плодоносный, цветущий, жизнетворящий. Культ Диониса сопровождался играми и обрядами: оплакивание страданий и гибели Диониса и ликование по поводу его Воскресения. Эти игры и обряды отражали первобытное представление об умерающей и оживающей по временам года – природе. В состав празднества входили диферамб и комос.

Диферамб – хоровое песнопение, восхволяющее бога Диониса. Зачинал песню запевала.

Комос – это веселое шествие поселян ватага гуляк, толпа ряженых, процессия пирующих. Такое шествие сопровождалось задорными песнями. Праздник Диониса, праздник крестьян и виноделов.

Поворот к весне – сельский Дионисий. К жертвеннику движутся толпы народа, неся корзины с фруктами, амфору вина, виноградные ветви, ведут жертвенного козла, убранного листами. Торжественно совершают жертвоприношения. Разгорается веселье, несутся хороводы девушек, юноши пляшут кордак – танец спутников Диониса. Мужчины балансируют на одной ноге, на надутом козлином мехе, намазанным оливковым маслом. Победитель получает этот мех с вином. Ряженые изображают спутников Диониса селенов и сатиров, они одеты в козлиные шкуры, а на лицах козлиные маски. Веселье продолжается до утра.

Величие Дионисии ознаменовали победу весны над зимой. В первый день праздника блестящая процессия проносила по улицам города древнюю статую Диониса – освободителя, совершая путь по которому по преданию Дионис совершил свой первый отъезд в Афины. Впереди – АРХОНТ,эпоним (руководители празднества), окруженный жрецами и должностными лицами. Эфебы, вооруженные копьями и мечами составляли почетную свиту статую. За ними шли канефоры «носительницы корзин» самые красивые города. Они несут на головах золотые корзины, наполненные первыми плодами. Спрятанные под плодами змеи, наводят страх на окружающих. Идут хореги, одетые в раскошные одежды «богатые люди способные на свои средства обучать хор». Несут дорогие подарки, ведут жертвенных животных. Затем группа мужчин в венках и с гирляндами. Юноши, переодетые в женщин изображают спутниц Диониса. За ними идет пешком, едет в повозках пестрая толпа в маскарадных костюмах. Силены и сатиры верхом на ослах проносятся по улицам города, кружатся в стремительном танце, вызывая бурный восторг. Процессия прибывает на гору, где горит огонь у алтаря двенадцати богов. Танцующие вокруг жертвенника мальчики – поют священные песни. В жертву приносятся сто быков. При свете факелов Эфебы

(воины) переносили статую Диониса в театр, чтоб он мог присутствовать на зрелищах. Так Дионис снискал славу самого опытного судьи поэтического

актерского мастерства. Два дня следующих за этим днем, посвящались дефарамбическим хорам «мальчики до 18 лет, мужчины до 30 лет». Третий день – праздник веселья – комос. После этого шли драматические представления, самая важная часть праздника:

  1. церемония официального порядка (дары, богатства, могущества)
  2. церемония благодарности погибшим (вооружение сыновей)
  3. чествование граждан, награждение золотыми венками.
  4. жрец производит очищение зрителей, он приносит в жертву Дионису поросят и их кровью обрызгивает толпу. Разрезанное мясо раздает зрителям.

Так проглядывают сквозь пышную гражданскую церемонию лицо древних кровавых местей. Затем выступают хоры, сопровождающиеся танцами. На актерах одеты маски. Античный театр никогда не видел на подмостах женщину. Итак, каждый день смотрели пять пьес и это продолжалось три дня.

В период расцвета рабовладельческой демократии народные праздники поддерживаются городами-государствами и приобретают форму массовых состязаний-представлений. У спартанцев были праздники в честь Апполона (гимнопедии). Мальчики и юноши несколько дней показывали гимнастические упражнения, пели, танцевали. В период общего кризиса в Греции праздники исчезают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: