Интеграция в обучении - это способ рационального обучения ребенка, передача ему огромного багажа знаний, накопленных наукой, культурой человеческого бытия, культурой социальных отношений.
Интеграция естественнонаучных знаний в едином учебном предмете означает объединение сведений /фактов, понятий, законов/, добытых в узких научных областях, в новую систему знаний, обладающую определенной структурой и целостностью.
Разнообразные природные объекты и явления, объективно существующие в неразрывном единстве, в традиционной системе обучения расчленяются на физические, химические, биологические и другие объекты. Каждый узкий предмет естественнонаучного цикла имеет свой объект изучения. Так, химия изучает вещество и его превращения; биология - строение, функции, закономерности существования живых организмов; география - наука о Земле, ее строении, природе, составе географической оболочки; физика - изучает наиболее общие свойства материи и т.д.
Каждый отдельный предмет является дидактическим эквивалентом соответствующей науки. На протяжении последних 10-15 лет содержание этих учебных дисциплин постепенно усложнялось и расширялось. Стремление приблизить учебные предметы к современному уровню развития науки привело к их излишнему усложнению, перегрузке учащихся и падению качества знаний. Кроме того, психологами доказано, что возрастным особенностям детей 10-12 лет соответствует целостное восприятие и осмысление природы, наиболее существенных взаимосвязей между ее объектами.
|
|
Естественные науки /химия, физика, биология, география/ имеют много общего: общий объект изучения / природу/; общие методы научного познания /наблюдение, эксперимент, измерения/; естественные науки взаимодействуют и через систему общих понятий, таких, как "вещество", "энергия", "состав", "функция", "система" и др. Все это дает основание объединить отдельные предметы в учебную дисциплину нового типа - "Естествознание", целью которой становится сообщение знаний о природе в их взаимосвязи, о роли и месте человека в природе, о необходимости изучать природу для сохранения условий жизни, здоровья и деятельности людей.
Я.А.Коменский считал, что " все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи". Реализация этого дидактического принципа - принципа системности в обучении требует научно обоснованного отбора содержания для интегрированного курса, понимания принципов и механизмов интеграции.
Интеграция естественных наук, их взаимное влияние - явление объективное, характерное для всей истории естествознания.
|
|
Природа - объект изучения естественных наук - едина. И потому ее изучение исторически шло от восприятия целого или больших фрагментов целого: планета, оболочки планеты, живые организмы, человек. На этом пути выделялись отдельные области знания: география, астрономия, химия и др., которые изучали отдельные группы объектов или явлений, используя для этого специфические методы исследования. По мере накопления научных фактов, а также при переходе от внешнего изучения к более глубоким причинно-следственным связям потребовалось взаимодействие различных направлений естествознания, коллективное обсуждение научных результатов учеными различных специальностей.
Для современного естествознания характерно появление множества пограничных областей на стыке двух, трех и более наук, необходимых для решения сложных комплексных проблем науки и техники.
Уже М.В.Ломоносов, думая о содружестве наук как необходимом условии развития естествознания, говорил: "Слеп физик без математики, сухорук без химии". А великий энциклопедист XX века В.И.Вернадский сформулировал основной механизм интеграции следующими словами: "... рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой, - расширить его охват со всех точек зрения". Таким способом заполняются "белые пятна" в общей научной картине мира, теоретические знания объединяются в целостную систему, отражающую мир в его единстве и развитии.
Современный этап развития науки, техники, общества выдвигает важнейшую проблему, объединяющую усилия ученых разных направлений - проблему биосферы, - комплекс вопросов о сохранении, восстановлении и улучшении среды обитания человека, предотвращения дальнейшего разрушения биосферы, вызванного современными методами и формами воздействия человека на природу. Экологическая проблема привлекает внимание разных специалистов, требует их активного сотрудничества, выработки интегральных решений в изменении отношений человека и природы.
Очевидно, что раннее экологическое просвещение и воспитание школьников, формирование нравственно-ценностных установок на сохранение природы является одной из важнейших задач школы, в решение которой "Естествознание" вносит свой существенный вклад.
Интеграция естественнонаучных знаний в курсе "Естествознание" осуществляется на основе выделения ведущих мировоззренческих идей и объединения вокруг них фактических сведений, научных понятий, суждений, доступного изложения важнейших научных законов и теорий. Такими интегрирующими идеями курса "Естествознание" являются следующие положения:
1. Целостность глобальной системы "Вселенная-Земля-Человек", взаимосвязь всех ее компонентов.
2. Взаимосвязь строения и основных свойств объектов природы физических тел неживой природы и живых организмов, общность их вещественного состава, законов существования.
3. Изменение, движение, развитие объектов природы как способ их существования; взаимосвязь природных явлений.
4. Человек - разумная часть природы; взаимосвязь его биологической и социальной сущности.
5. Изучение природы, познаваемость ее законов - условие разумного природопользования.
При отборе и построении учебного содержания курса "Естествознание" используются следующие формы интеграции:
1. Объектная интеграция: научные факты, полученные в разных предметных областях, объединяются для описания определенного объекта. Такими объектами в(Естествознании" являются Земля, ее оболочки, вода, воздух, человек, физические тела и др. Для их описания привлекаются знания химического, физического, биологического, географического содержания. Интегрирующую роль выполняет объект природы.
|
|
2. Понятийная интеграция: научные сведения используются для формирования общих естественнонаучных понятий - "вещество", "сила", "энергия", "тело" и др. Интегрирующую роль выполняют понятия.
3. Практическая интеграция: научные факты, понятия, закономерности объединяются для объяснения и практического применения полученных сведений. Например, интеграция биологических, физических, технических понятий - для формирования гигиенических знаний, правил природопользования и т.п.
4. Проблемная интеграция: обобщение разнообразных научных знаний для объяснения сущности и путей решения глобальных проблем - охраны окружающей среды, здорового образа жизни и др.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем сущность процесса интеграции в науке? Приведите примеры наук, возникших в результате интеграции узких научных областей.
2. Раскройте механизм интеграции, использованный при построении курса "Естествознание".
3. Какие научные проблемы современности выполняют интегрирующую роль в современном естествознании?
4. Что такое "научная картина мира"?
Практические задания:
1. Прочитайте в учебнике "Естествознание - 5" главу III "Гидросфера". Какие физико-химические, географические и биологические знания объединяются для характеристики водной оболочки Земли? Выпишите необходимые для этого предметные понятия.
2. Найдите в содержании темы "Гидросфера" фактологические сведения, позволяющие раскрыть сущность главной мировоззренческой идеи о целостности природы и взаимосвязи всех ее компонентов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ".