Сущность интегрированного подхода к обучению

Интеграция в обучении - это способ рационального обучения ре­бенка, передача ему огромного багажа знаний, накопленных наукой, культурой человеческого бытия, культурой социальных отношений.

Интеграция естественнонаучных знаний в едином учебном предмете означает объединение сведений /фактов, понятий, законов/, добытых в узких научных областях, в новую систему знаний, обладающую определенной структурой и целостностью.

Разнообразные природные объекты и явления, объективно существую­щие в неразрывном единстве, в традиционной системе обучения расч­леняются на физические, химические, биологические и другие объекты. Каждый узкий предмет естественнонаучного цикла имеет свой объект изучения. Так, химия изучает вещество и его превращения; биология - строение, функции, закономерности существования живых организмов; география - наука о Земле, ее строе­нии, природе, составе географической оболочки; физика - изу­чает наиболее общие свойства материи и т.д.

Каждый отдельный предмет является дидактическим эквивалентом соответствующей науки. На протяжении пос­ледних 10-15 лет содержание этих учебных дисциплин постепенно ус­ложнялось и расширялось. Стремление приблизить учебные предметы к современному уровню развития науки привело к их излишнему усложне­нию, перегрузке учащихся и падению качества знаний. Кроме того, психологами доказано, что возрастным особенностям детей 10-12 лет соответствует целостное восприятие и осмысление природы, наиболее существенных взаимосвязей между ее объектами.

Естественные науки /химия, физика, биология, география/ имеют много общего: общий объект изучения / природу/; общие методы научного познания /наблюдение, эксперимент, измерения/; естес­твенные науки взаимодействуют и через систему общих поня­тий, таких, как "вещество", "энергия", "состав", "функция", "си­стема" и др. Все это дает основание объединить отдельные предметы в учебную дисциплину нового типа - "Естествознание", целью которой становится сообщение знаний о природе в их взаимосвязи, о роли и месте человека в природе, о необходимости изучать природу для сох­ранения условий жизни, здоровья и деятельности людей.

Я.А.Коменский считал, что " все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи". Реализация этого дидакти­ческого принципа - принципа системности в обучении требует научно обоснованного отбора содержания для интегрирован­ного курса, понимания принципов и механизмов интеграции.

Интеграция естественных наук, их взаимное влияние - явление объективное, характерное для всей истории естествознания.

Природа - объект изучения естественных наук - едина. И потому ее изучение исторически шло от восприятия целого или больших фра­гментов целого: планета, оболочки планеты, живые организмы, чело­век. На этом пути выделялись отдельные области знания: география, астрономия, химия и др., которые изучали отдельные группы объек­тов или явлений, используя для этого специфические методы исследо­вания. По мере накопления научных фактов, а также при переходе от внешнего изучения к более глубоким причинно-следственным связям потребова­лось взаимодействие различных направлений естествознания, коллек­тивное обсуждение научных результатов учеными различных специаль­ностей.

Для современного естествознания характерно появление множест­ва пограничных областей на стыке двух, трех и более наук, необ­ходимых для решения сложных комплексных проблем науки и техники.

Уже М.В.Ломоносов, думая о содружестве наук как необходимом условии развития естествознания, говорил: "Слеп физик без матема­тики, сухорук без химии". А великий энциклопедист XX века В.И.Вер­надский сформулировал основной механизм интеграции следующими сло­вами: "... рост научного знания быстро стирает грани между отдель­ными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углублять­ся в изучаемое явление, а с другой, - расширить его охват со всех точек зрения". Таким способом заполняются "белые пятна" в общей научной картине мира, теоретические знания объ­единяются в целостную систему, отражающую мир в его единст­ве и развитии.

Современный этап развития науки, техники, общества выдвигает важнейшую проблему, объединяющую усилия ученых разных направле­ний - проблему биосферы, - комплекс вопросов о сохранении, вос­становлении и улучшении среды обитания человека, предотвращения дальнейшего разрушения биосферы, вызванного современными метода­ми и формами воздействия человека на природу. Экологическая про­блема привлекает внимание разных специалистов, требует их актив­ного сотрудничества, выработки интегральных решений в изменении отношений человека и природы.

Очевидно, что раннее экологическое просвещение и воспитание школьников, формирование нравственно-ценностных установок на со­хранение природы является одной из важнейших задач школы, в реше­ние которой "Естествознание" вносит свой существенный вклад.

Интеграция естественнонаучных знаний в курсе "Естествознание" осуществляется на основе выделения ведущих мировоззренческих идей и объединения вокруг них фактических сведений, научных понятий, суждений, доступного изложения важнейших научных законов и теорий. Такими интегрирующими идеями курса "Естествознание" являются следующие положения:

1. Целостность глобальной системы "Вселенная-Земля-Человек", взаимосвязь всех ее компонентов.

2. Взаимосвязь строения и основных свойств объектов природы физических тел неживой природы и живых организмов, общ­ность их вещественного состава, законов существования.

3. Изменение, движение, развитие объектов природы как спо­соб их существования; взаимосвязь природных явлений.

4. Человек - разумная часть природы; взаимосвязь его биоло­гической и социальной сущности.

5. Изучение природы, познаваемость ее законов - условие разумного природопользования.

При отборе и построении учебного содержания курса "Естествоз­нание" используются следующие формы интеграции:

1. Объектная интеграция: научные факты, получе­нные в разных предметных областях, объединяются для опи­сания определенного объекта. Такими объектами в(Естество­знании" являются Земля, ее оболочки, вода, воздух, чело­век, физические тела и др. Для их описания привлекаются знания химического, физического, биологического, геогра­фического содержания. Интегрирующую роль выполняет объект природы.

2. Понятийная интеграция: научные сведения исполь­зуются для формирования общих естественнонаучных понятий - "вещество", "сила", "энергия", "тело" и др. Интегриру­ющую роль выполняют понятия.

3. Практическая интеграция: научные факты, поня­тия, закономерности объединяются для объяснения и практи­ческого применения полученных сведений. Например, интегра­ция биологических, физических, технических понятий - для формирования гигиенических знаний, правил природопользования и т.п.

4. Проблемная интеграция: обобщение разнообразных научных знаний для объяснения сущности и путей решения глобальных проблем - охраны окружающей среды, здорового образа жизни и др.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем сущность процесса интеграции в науке? Приведите примеры наук, возникших в результате интеграции узких научных облас­тей.

2. Раскройте механизм интеграции, использованный при построении курса "Естествознание".

3. Какие научные проблемы современности выполняют интегрирующую роль в современном естествознании?

4. Что такое "научная картина мира"?

Практические задания:

1. Прочитайте в учебнике "Естествознание - 5" главу III "Гидрос­фера". Какие физико-химические, географические и биологичес­кие знания объединяются для характеристики водной оболочки Земли? Выпишите необходимые для этого предметные понятия.

2. Найдите в содержании темы "Гидросфера" фактологические све­дения, позволяющие раскрыть сущность главной мировоззренчес­кой идеи о целостности природы и взаимосвязи всех ее компо­нентов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: