Понятие потребностей и их иерархия

Лекция 2. Потребности и спрос.

План лекции:

  1. Понятие потребностей и их иерархия.
  2. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей.
  3. Состояние спроса.

Понятие потребностей и их иерархия.

Маркетинговый подход основан на изучении, формировании и удовлетворении потребностей экономических субъектов.

Нужда – это ощущение человека нехватки чего-либо.

Под потребностью понимается нужда, принявшая специфическую конкретную форму в соотношении с культурным уровнем и личностью индивида.

Теория потребностей занимает весьма важное место в философии, идеологии и экономической теории. Она не была обделена вниманием практически ни одной их крупных социологических и экономических школ. Три их них – марксистская, классическая, и институциональная – внесли наибольший вклад в развитие теории потребностей.

Марксистская школа рассматривает потребности преимущественно с функциональной точки зрения. Это означает, что до своей реализации потребности существуют как ощущение недостатка в чем-либо, а по мере реализации это ощущение ослабляется и угасает. Закон «развития потребностей» Маркса гласит: «Развитие потребностей заключается в их постоянном возникновении и возвышении». Марксизм полагает, что развитие потребностей совершается в процессе и на основе развития способа производства, который вообще занимает центральное место в экономической доктрине Маркса и его последователей.

Со структурной точки зрения марксизм делит потребности на биологические и социальные. При этом «биологические потребности сохраняются у человека в снятом, преобразованном виде, не существуют совершенно изолированно от социальных, и в конечном счете определяются социальным развитием».

В классической школе различают потребности первичные и производные. Первичные именуются нуждами, а производные – потребностями.

В институциональной (институт (лат.) – установление, учреждение) школе принято более понятное деление – на физиологические, психологические и интеллектуальные потребности.

Существует также принцип деления потребностей на индивидуальные (одежда, отдых, любовь, признание и т.д.) и коллективные (Права Человека, безопасность, стабильность, правопорядок, мир). Это понятно, так же как деление на насыщаемые (еда, сон, секс, признание, уважение) и ненасыщаемые (жажда денег, знаний, власти, славы, безопасности) потребности.

Человеком давно замечено, что после удовлетворения одних потребностей появляются другие. В шутливой форме это сделали авторы известного мультфильма «Дюймовочка», где жаба-мама говорит своему сыну: «Ну вот, поели, теперь можно и поспать… Ну вот, поспали, теперь можно и поесть». Таким образом, потребности располагаются в некоторой иерархической последовательности. Вероятно, впервые в такой последовательности расположил потребности древнегреческий философ и учитель счастья Эпикур (341-270 гг. до н.э.). Он подразделил человеческие потребности на три класса:

  1. Потребности естественные и необходимые.
  2. Потребности естественные, но не необходимые.
  3. Потребности не естественные и не необходимые.

После удовлетворения потребностей первого класса на первый план выходят потребности второго, а затем третьего класса. Естественные и необходимые потребности – это потребности в пище и одежде. Если они не удовлетворяются, то приносят страдание или даже смерть. При их удовлетворении возникают естественные, но не необходимые потребности (например, потребность в половом удовлетворении). Однако, удовлетворить потребности второго класса труднее, чем первого. При удовлетворении первых двух классов потребностей возникают, по мнению Эпикура, не естественные и не необходимые потребности (в роскоши, пышности, великолепии), которые не имеют границ и удовлетворение которых связано с наибольшими трудностями.

Развитием концепции Эпикура явилась теория потребностей американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Изучая проблему потребностей, он за 35 лет лично провел и записал около 20 тысяч подробных интервью, а также руководил несколькими десятками исследований. Маслоу разделил потребности на базисные (пища, безопасность, позитивная самооценка) и производные, или метапотребности (справедливость, благополучие и т.д.). Он считал, что базисные потребности постоянны и иерархичны, а метапотребности изменяются и равны друг другу. Иерархию базисных потребностей Маслоу представлял в виде пирамиды, получившей его имя (рис.1).

Рис.1 Пирамида Маслоу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: