Видами поощрений могут быть: доверие, премирование, благодарность, награда, поручение почетных обязанностей и др

Наказание выступает как форма предъявления определенных требований к коллективу или личности, исправления воспитанников и предупреждения недостойных поступков. Воспитательное значение наказаний состоит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки.

Как отмечал А. С. Макаренко, «сущность наказания в том, что человек переживает то, что он осужден коллективом, зная, что он поступил неправильно, то есть в наказании нет подавленности, а есть переживание ошибки...»

Конечно, можно добиться дисциплинированного поведения и без применения наказаний, при помощи убеждения и упражнения. Так, В.А. Сухомлинский выступал решительным противником наказаний.

Правильное целесообразное применение наказания является очень важным. Грамотный социальный педагог при помощи системы наказаний может многого добиться, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний приносит вред работе.

В воспитательной работе может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны педагога или коллектива. В целом эффективное применение наказаний требует от социального педагога такта и определенного мастерства.

Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. В тех случаях, когда воспитанник нарушает правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению ребят, нарушающих общественный порядок и дисциплину.

Метод «взрыва». Название методу дал А.С. Макаренко, впервые описавший его и показавший суть воздействия. Это такой подход к перевоспитанию, когда педагогу уже не удается идти постепенно, медленно накапливая положительные изменения. «Взрыв» –это способ резкой мерой разрушить, «взорвать» ту ложную позицию, которая сложилась у воспитанника. Такая мера осуществляется не только наказанием, она не обязательно связана с отрицательными переживаниями, наоборот, чаще всего эта мера имеет положительное содержание. Ее отличительные черты – неожиданность для ребенка и высокий эмоциональный заряд. Метод «взрыва» своей внезапностью как бы застигает человека врасплох, а сильное эмоциональное впечатление лишает его возможности ответить в своей обычной манере. В этот момент растерянности, потеряв прежнюю уверенность в своей позиции, воспитуемый, иногда и не осознавая своего шага, принимает предложенный ему новый путь.

Метод «взрыва», однако, может успешно применяться только в определенных условиях, когда человек сам уже смутно испытывает недовольство собой, колебания, переживает известную борьбу мотивов, ощущение, что «зашел в тупик». С другой стороны, применение этого метода не решает всего дела перевоспитания, но только расчищает дорогу для дальнейшей педагогической работы. Разрушение прежней позиции происходит быстрее, чем построение новой. Последнее требует длительной терпеливой работы и использования всех основных методов воспитания. Поэтому пользоваться этим методом надо с большой осторожностью и будучи уверенным, что другой путь невозможен.

3. Методы социально-психологической помощи. К ним относят психологическое консультирование, социально-психологический тренинг и аутотренинг, деловую игру и др.

Психологическое консультирование является одним из самых популярных методов работы социальных педагогов и психолого-педагогических служб. Он предполагает оказание психологической помощи в решении личностных, детско-родительских, супружеских и других проблем психологического характера.

Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Аутотренинг – психотерапевтический метод, предполагающий обучение клиентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность. Это комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении. Аутотренинг используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Приемы аутотренинга разработал в 30-е годы немецкий психотерапевт И. Шульц. В настоящее время, по подсчетам одного из специалистов, число публикаций, посвященных аутотренингу, перевалило за 4 тысячи. Социальному педагогу следует помнить, что выбор приемов аутогенной тренировки строго индивидуален для каждого клиента.

Социально-психологический тренинг представляет собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе. Это организация с помощью специальных методик внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений в направлении развития у индивидов коммуникативных способностей, рефлексии, навыков, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. Базовыми средствами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных их модификациях и сочетаниях.

Социально-психологический тренинг применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности, так и для выработки специфических коммуникативных навыков у представителей тех профессий, которые предполагают интенсивный контакт с другими людьми.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания определенной деятельности, моделирования системы отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой деятельности участников на имитационной модели.

В практике работы социального педагога широко распространены деловые игры, имеющие целью моделирование определенных педагогических ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: