Профессор В.Н.Филатов. заведующий кафедрой социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением ГОУ ДПО «СПбМАПО Росздрава»

заведующий кафедрой социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением ГОУ ДПО «СПбМАПО Росздрава»,

главный специалист по вопросам экономики и управления здравоохранением

Комитета по здравоохранению Санкт–Петербурга

Экономика относится к числу наук, имеющих наиболее давнюю историю, если не является одной из древнейших: как только первый первобытный человек совершил обмен одной вещи на другую – началась история этой отрасли знания. В сущности, экономика – даже не столько наука, сколько образ мышления, и, более того, жизненный подход.

Наиболее адекватное определение экономики как науки сводится к тому, что она изучает распределение ограниченных ресурсов в интересах обеспечения неограниченных потребностей человека. Действительно, желания людей беспредельны как по своему объему, так и по качеству, в то время как любые имеющиеся на планете возможности: природные, трудовые или нематериальные, предназначенные или способные удовлетворить их, имеют свой предел. Соответственно, в этих условиях становится актуальной проблема распределения в виде ответа на вопросы для чего, кому, сколько и каких ресурсов предоставить, что и решает экономика.

Исходя из этого определения, становится понятно, что экономика рассматривает выгодность не только с позиций финансового результата, как это принято на бытовом уровне относить к предмету ведения этой дисциплины, но и общественную или социальную выгодность, а во многих ситуациях – и моральную полезность. Например, принимая чисто бытовое решение о том, чью просьбу членов собственной семьи выполнить, мы распределяем ресурс внимания, причем используем вышеупомянутые экономические подходы, избирая в качестве критерия выгодность или полезность для себя, минимизируя потенциальные убытки в виде возможных неприятностей от отказа выполнить конкретную просьбу. Таким образом, мы принимаем решения с помощью экономических методов, часто не отдавая себе в этом отчета, то есть, в действительности, экономический подход оказывается фактически способом мышления.

Экономика рассматривает обычно два основных способа распределения ресурсов и, соответственно, удовлетворения потребностей человека: командный (административный) и рыночный механизмы.

Первый из них, административный подход, предусматривает абсолютную роль государства в принятии решений о том что производить, как производить, для кого производить и т.д., то есть государство принимает на себя роль наиболее компетентного участника хозяйственной деятельности, который распределяет имеющиеся ресурсы, исходя из своего, полагаемого совершенным, понимания полезности и выгодности.

И здесь возникают проблемы. Поскольку, государство само по себе – это абстракция, представляющая собой лишь систему связей и отношений, а физическими носителями ее являются люди, относящиеся к категории административного аппарата, то принятие решений становится зависимым от их предпочтений, а отнюдь не потребностей всего общества. Более того, в этом случае вообще, даже теоретически, невозможно установить, оценить и учесть индивидуальные предпочтения всех потребителей, а, следовательно, и удовлетворить их частные, конкретные желания посредством имеющихся ресурсов.

Использование же даже этих, предоставляемых в распоряжение производителя ресурсов, также не может быть всегда эффективным, поскольку, с одной стороны, как уже отмечено, практически невозможно учесть все потребности, а поэтому, привести производство в равновесие с желаниями покупателя как по цене, так и по количеству, а, с другой – передача ресурсов осуществляется не на основе объективных результатов их использования, а в итоге субъективных предпочтений чиновников.

Наконец, третья проблема возникает как следствие такого механизма предоставления, поскольку, административная распределяемость ресурсов и получаемых из них товаров снижает, если, не исключает, инициативность в получении наилучшего экономического результата и максимальной полезности.

Таким образом, командный подход в основании функционирования экономической системы влечет за собой ее неполную эффективность, что обуславливает необходимость использования иного базисного механизма.

Такой, второй, способ предоставления ресурсов – рыночный подход. Рынок – это совокупность обменов между различными субъектами (как физическими, так и юридическими лицами). Под обменом, в свою очередь, подразумевается предоставление кому-либо чего-либо с получением чего-либо. Стоит заметить, что согласно этому определению, не имеет значения чем, кто и на каких условиях обменивается, важен лишь факт перехода ресурса от одного лица к другому. Основное условие существования обмена, а следовательно, и рынка – свобода принятия решений и выбора каждым из его участников – в противном случае имеет место отъем, то есть насильственное присвоение чего-либо.

Рыночная система, представляет собой совокупность всех рынков и, главное, взаимоотношений между ними, а способ ведения хозяйственной деятельности, основанный на рыночной системе – рыночная экономика. К сожалению, она также несвободна от недостатков, поскольку, свобода действий участников такой системы не может обеспечить удовлетворения всех потребностей, но, по крайней мере в тенденции, рыночная экономика стремится уравновесить все желания потребителей ресурсов и товаров через законы спроса и предложения, а ресурсы по той же причине предоставляются в пределе наиболее эффективному пользователю.

В реальной жизни ни административный, ни рыночный подходы не обладают абсолютным преимуществом, поэтому в мире нет стран, в чистом виде использующих только один из них: в действительности экономики государств современности построены на некоторой смеси обоих подходов. В частности, в силу преобладающей эффективности рыночного механизма, наиболее распространенным видом являются все же рыночные экономики, в которых, тем не менее определенную и вполне значимую роль играет государство, выступая одним из субъектов отношений хозяйствования. В зависимости от степени этого участия определяется место экономической системы страны на условной шкале, ранжируемой типами экономики между крайними значениями в виде командной и свободной рыночной. В тех случаях, когда речь идет о «рыночных странах», подразумевается, что роль государства сводится к регуляторному влиянию на свободные рыночные отношения и защите интересов общества в целом. Понятно, что в современном мире экономика изучает в первую очередь рыночные механизмы, их преимущества и недостатки, приложимость к конкретным условиям, возможности наиболее эффективного использования этого подхода.

Экономическая наука состоит из двух разделов: макроэкономики и микроэкономики, которые дополняют друг друга, исследуя в различных аспектах и на разных уровнях одну и ту же систему отношений.

Макроэкономика изучает общие экономические тенденции в обществе, обращаясь к экономической системе как единому целому, и таким важным ее сторонам, как функционирование рынков в целом, законы спроса и предложения, теорию производства, деньги и денежную политику, полезность, занятость и т.п. Весьма содержательной стороной макроэкономической науки выступает анализ роли государства в экономических отношениях, его функциях и степени влияния на рынки.

Микроэкономика рассматривает особенности конкретных рынков, составляющих экономическую систему, в том числе, рынков труда и капитала, изучая поведение покупателей, законы деятельности производителей, формируя теорию фирмы, анализирует конкуренцию как обязательное свойство рыночных отношений и т.п., то есть, фактически, разрабатывает прикладные аспекты экономической теории в ее частных проявлениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: