Законы рынка в здравоохранении

В здравоохранении, если его экономические механизмы относятся к рыночным, в полной мере действуют все законы, присущие рынку, но их проявление носит специфический характер, предопределяемый особенностями предлагаемого товара.

В случае здравоохранения товаром выступает медицинская услуга, которая может принимать два выражения: сохранение здоровья на определенном уровне и возврат здоровья на этот, исходный, уровень. Не останавливаясь на рыночных особенностях различия этих услуг, что приобретает ключевое значение в том случае, когда речь идет о продажах, т.е. в маркетинговых приложениях, здесь достаточно отметить, что к первому типу относится профилактика, а ко второму – собственно клиническая лечебно-диагностическая помощь. В силу преобладания по объемам предоставления второго типа услуг дальнейшее изложение касается именно их, хотя и используется более общее понятие медицинских услуг.

Реализация закона спроса и предложения в отношении медицинских услуг принципиально не отличается от прочих товаров и услуг. В частности, также как и в других случаях, количество желаемых к приобретению услуг здравоохранения (спрос) находится в обратной зависимости от цены на них. Именно так изменяется величина спроса.

Что касается изменения спроса, т.е. смещения кривой, то действие факторов, свойственных общеэкономическому закону остается также в силе, но выражение их реализации принимает в определенной степени специфические формы.

1. Предпочтения покупателей. Рынок медицинских услуг практически не подвластен колебаниям предпочтений отдельных покупателей или групп, если этот фактор воспринимать буквально в виде формирования, например, течений моды. Конечно, когда речь идет о косметических услугах, то и такая ситуация возможна, но в большинстве своем, виды медицинской помощи воспринимаются как данность, не подверженная в глазах пациента его желаниям.

Существенно более значимым проявлением влияний предпочтений на этом рынке выступает приобретение услуг оптовым покупателем – государством, страховыми компаниями или предприятиями. В этом случае внешние тенденции, например, широкая пропаганда конкретного вида помощи или условий его предоставления способна сместить кривую спроса в довольно значительной мере, поскольку, число таких покупателей на рынке ограничено. Более того, получатели помощи – пациенты при этом встают перед отсутствием выбора, поскольку, плательщик его делает за них.

Следовательно, также как и в общем случае, с практических позиций, стремление медицинской организации к перемещению кривой спроса вправо для прироста массы или нормы прибыли путем увеличения количества или соответственно цены услуги может реализовываться через стимулирование потребности покупателя путем формирования его предпочтений средствами рекламы или продвижения.

Следует заметить, что стимуляция количества продаж при данной цене на данном рынке в здравоохранении существенно более сложная задача, чем повышение цен, поскольку, объем спроса на конкретную помощь все-таки имеет свои объективные пределы, определяемые характером патологии.

2. Уровень доходов. В целом влияние этого фактора так же не отличается от общего случая, хотя конкретные особенности имеют место. В частности, качество медицинской услуги как таковой, т.е. ее профессиональная составляющая, в отличие от других товаров, почти никогда пациентами не оценивается: больной исходит из того, что врач или медицинская организация имеет достаточные основания и возможности для оказания помощи. С другой стороны, выбор уровня предоставления самой услуги, как правило, диктуется не столько уровнем дохода (в отличие от покупки автомобиля), сколько характером патологии и необходимостью получения конкретной помощи. Более того, если доход гражданина повышается, то он отнюдь не стремится получить больше медицинских услуг, если в них нет необходимости.

Таким образом, прямое влияние уровня дохода на изменение спроса на медицинские услуги как в виде его повышения, так и снижения за счет перехода на более качественный товар заметить достаточно сложно, хотя влияние в опосредованном виде существует. Здесь речь может идти о сервисе, сопутствующем услуге. Естественно, при расширении возможностей покупки в случае увеличения дохода потребители позволяют себе купить большее качество обслуживания, хотя собственно медицинская услуга остается той же самой.

Соответственно, применительно к медицинским услугам понятие товара нормального или высокого спроса, как и товара низкого спроса адекватно только в от ношении сопутствующего сервиса, но не профессионального компонента. И тогда, правила стимулирования спроса приложимы в этом случае также только к сервису.

Следует заметить, что профилактическая услуга, в отличие от лечебно-диагностической, в полной мере подчиняется общим закономерностям, т.е. спрос на нее растет с увеличением дохода при высоком и нормальном качестве, и снижается – при низком, в том числе и в отношении профессиональной части.

3. Численность популяции. Данный фактор действует на рынке здравоохранения в полной мере без всяких исключений, т.е. чем больше численность населения, тем больше лиц, которые являются покупателями.

Также как для других товаров, на практике, для увеличения продаж или цены, используя этот фактор, следует расширять как сам рынок, так и число лиц, знающих о данной услуге.

4. Цены на связанные товары. Обращаясь к таким товарам, необходимо отметить, что взаимодополняющие товары для медицинской услуги достаточно ограничены – например, лекарственные средства или протезы. По определению, такие товары или услуги необходимы или желательны при использовании данного товара, либо наоборот данный товар нужен в связи с применением этих товаров. Понятно, что повышение цены на лекарства в определенной степени снизит спрос на медицинскую помощь, но ситуация будет усугубляться за счет, например, переключения на традиционную медицину или знахарство.

Взаимозаменяемые товары в данном случае – названные виды немедицинской помощи. Повышение цен на медицинскую помощь повлечет за собой повышение спроса на услуги знахарей как ставшие относительно более дешевыми. Соотношение между ценой товара и спросом на его заменитель прямое.

Соответственно, с позиций практики для увеличения спроса на медицинскую услугу следует вводить барьеры для заменяющей немедицинской помощи, стремится снижать цены на сопутствующие товары, или, по крайней мере, в целях эффективного реагирования наблюдать за поведение рынка таких товаров.

5. Потребительские ожидания. Влияние этого фактора на спрос на услуги здравоохранения крайне ограничено, поскольку, даже если ожидания покупателей весьма пессимистичны, то расширить объем покупок непрогнозируемой с позиций потребности медицинской услуги весьма сложно. В этом случае, как в случае доходного фактора, речь может идти о более высоком уровне сервиса, но не профессиональном компоненте. Профилактическая услуга испытывает на себе, в отличие от лечебно-диагностической, полноценное влияние этого фактора.

Следовательно, с известной мерой осторожности, можно на практике предлагать для повышения за счет роста спроса дохода организации формировать отрицательные ожидания в отношении цен и доступности сервиса или профилактики (оздоровления), стимулирующие потребителя более широко приобретать такие компоненты и виды медицинской помощи.

Обращаясь к закону предложения также следует рассматривать специфику изменения как величины, так и самого предложения применительно к рынку медицинских услуг. Если в отношении величины все достаточно понятно – чем выше цена услуги, тем больше его предложение, то анализ динамики положения кривой более сложен.

Сама по себе совокупность факторов, определяющих предложение товара, остается той же, что и на других рынках, но так же как и в отношении спроса, специфика в здравоохранении, безусловно, в той или иной степени имеет место.

1. Цена ресурсов, используемых для производства услуги. Так же как в общем случае, предложение услуг здравоохранения предопределяется стоимостью их производства: чем дороже компоненты, тем меньшее количество услуг предлагает рынок по данной цене. И уже здесь проявляется специфика: поскольку медицинская услуга является социально-значимым товаром, государство вводит различные механизмы (в каждой стране свои собственные) для ограничения возможностей сокращения предложения на этом рынке. Тем не менее, особенно, в случае платных услуг проявление влияния данного фактора вполне заметно.

Таким образом, в той или иной мере отслеживание динамики цен на ресурсы, необходимые для производства медицинской услуги, целесообразно с позиций оценки будущего предложения.

2. Уровень государственного содействия. В силу вышеупомянутой социальной значимости медицинской помощи действие этого фактора в здравоохранении не только прямо выражено, но и весьма заметно.

В итоге, на практике реальная высокая степень способствования со стороны государства позволяет в существенной степени расширить предложение медицинских услуг. Например, стимулирование высокими тарифами в системе обязательного медицинского страхования применения лапароскопических технологий обусловило широкое их распространение в практике здравоохранения.

3. Состояние технологии. Здравоохранение является одной из наиболее технологичных сфер человеческой деятельности, и, поэтому, степень экономической эффективности применяемых методов профилактики, диагностики и лечения будет предопределять предложение конкретных услуг – чем они дешевле обходятся учреждению, тем больше их будет на рынке.

Таким образом, расширение предложения достигается внедрением производительных методов, позволяющих снизить себестоимость медицинской услуги.

4. Цены на другие товары. Как и в общем случае, речь идет о влиянии цен на замещающие товары. При снижении цен на них, предложение данного товара должно расширяться во избежание ухода покупателей. Поскольку, заменителем для медицинской услуги выступают средства традиционной медицины или всякого рода знахарские подходы, то при низких ценах на них следует предлагать медицинскую услугу в значительно больших количествах.

Вместе в тем, в силу специфической особенности именно медицинской услуги, о чем еще будет сказано, и в частности, почти полной реальной незаменимости, ибо говорить о подмене клинических методов знахарством серьезно не приходится, влияние данного фактора на предложение почти незначимо.

5. Численность продавцов. В отличие от предыдущего фактора, количественное представительство продавцов весьма выражено определяет положение кривой предложения медицинских услуг. В современных условиях, когда развитие сети медицинских учреждений практически ничем не сдерживается, объемы предложения постоянно растут, что снижает уровень цен. Справедливо и обратное утверждение.

Именно эта, вторая сторона воздействия фактора, обуславливает во всех, без исключения странах мира, наличие существенного влияния государства на рыночную ситуацию в здравоохранении.

Соответственно, на практике для удержания цены следует применять различные приемы по ограничению предложения со стороны конкурентов, например, высокая входная цена бизнеса, что означает необходимость значительного начального инвестирования для достижения аналогичного качества товара, и, тем самым исключающая появление новых производителей.

6. Ожидания продавцов. В определенной степени, данный фактор является обобщающим, поскольку, предположения о будущих снижениях цен на товары в силу изменения любого из вышеперечисленных, влечет за собой соответствующую динамику предложения. Тем не менее, здесь речь идет об абстрактном, без учета других названных влияний, ожидании снижения цен, например, в силу изменения спроса.

Таким образом, детальное знание и понимание даже столь общего проявления рыночных процессов как закон предложения позволяет в повседневной практической деятельности оптимизировать доходность, а в конечном итоге, и прибыльность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: