Внешняя среда организации

Важнейшая характеристика организации – ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не способна существовать сама по себе. Организации полностью зависят от внешней среды, т.е. от ресурсов, потребителей и тех результатов, которых они стараются достичь. Факторы внешней среды влияют на все, что происходит внутри организации.

Внешняя среда определяется как совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного влияния со стороны ее менеджмента.

Факторы внешней среды характеризуются такими параметрами:

1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

2. Сложность: число и разнообразие факторов, на которые организация обязана реагировать.

3. Подвижность: относительная скорость изменения окружающей организацию среды.

4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее релевантности. Чем меньше информации и ниже ее точность, тем более неопределенная среда.

Внешняя среда состоит из двух видов факторов:

А) прямого влияния (акционеры, конкуренты, торговые предприятия, которые реализуют произведенную продукцию, поставщики и потребители, правительственные органы, местные органы, союзы потребителей);

Б) косвенного влияния (политические, международные события, состояние экономики страны, уровень научно-технического прогресса, социально-культурные факторы, экологические условия и т.п.).

В условиях рыночной экономики риск рынка является наиболее существенным внешним фактором, таким образом, нужно в первую очередь постоянно отслеживать такие параметры деловой среды организации:

· сложность рынка, которая определяется тем, в какой мере рынок влияет на способы, темпы и технологию выполнения работ внутри самой организации;

· степень диверсификации, которая характеризует спектр продуктов, клиентов или услуг, которые предлагаются на рынке и требуют действий в ответ со стороны предприятия;

· определенность и стабильность, помогающие или же, наоборот, мешающие предприятию предвидеть ход и темпы изменений на данном сегменте рынка;

· соотношение возможностей и угроз на данном рынке, определяющее его результирующую оценку для данного предприятия;

· характер отношений с другими организациями, который определяет понимание требований и запросов с их стороны, наличие прямых или опосредованных связей, степень зависимости от них и т.п.

К другой группе переменных внешней среды принадлежат факторы и условия, которые, не влияя прямо на оперативную деятельность предприятия, определяют стратегически важные решения, которые принимает менеджмент.

Например, влияние политических факторов обуславливает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в персональном составе и политике правительства, характер реформ, которые происходят. Ведь изменение программ правительства может послужить причиной довольно существенные изменений в характере поддержки национальной экономики, частного бизнеса, предпринимательства, государственного сектора экономики. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в экономику.

Экономические факторы влияют на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста валового внутреннего продукта и продукции областей, оплата труда, производительность и эффективность. Кроме того, появление вследствие структурной перестройки новых сфер деятельности по высокими показателями прибыльности и эффективности может отрицательно влиять на состояние организации через уменьшение инвестиций в соответствующую область. Изменение систем и размеров оплаты труда в экономике в целом или же в конкретной области может требовать радикального изменения управления персоналом.

В этой же группе факторов следует рассматривать и другие экономические параметры, например: ситуацию с предложением денег, кредитно-денежную и налоговую политику, наличие рабочих мест и уровень безработицы, динамику доходов населения, размер инфляции и т.д. Ведь рост инфляционный рост цен уменьшает покупательную способность населения и таким образом влияет на оплачиваемый спрос со стороны потребителей продукции. Новые налоги могут привести к перераспределению доходов и вызвать нежелательные изменения покупательной способности клиентов организации и т.п..

Анализ демографических факторов выполняется соответственно показателям подвижности, поло-возрастного состава населения, коэффициентов смертности и рождаемости, динамики спроса и т.п. Уменьшение коэффициента рождаемости, например, может в какой-то отрезок времени привести к снижению спроса на детские вещи, игрушки, учебники, детские садики и школы. Вместе с тем тенденция к старению общества заметно изменяет вкусы населения и характер его покупок, увеличивая потребность в наиболее комфортных, но менее модных вещах, повышая спрос на определенные врачебные препараты, медицинские заклад и социальное обеспечение.

Социально-культурные факторы существенно влияют на выбор товаров и услуг, которые стремятся иметь люди. Они отображают вкус и моду, моральные и религиозные нормы и характеризуют отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда. Так, при концентрации внимания общественности на идее социальной ответственности бизнеса он должны отреагировать введением ряда ограничений на свою деятельность или же расширением своих социальных функций.

Группа технологических факторов отображает уровень научно-технического развития в обществе или же в отрасли и в значительной мере определяет возможности проектирования и создание технической системы предприятия. Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в областях, которые интересуют данное предприятие. Все это определяет способность организации быстрее других применять новые технологии и продукты, что, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.

Подобный приведенному выше анализ должны быть выполнен также соответственно по всем остальным группам факторов внешней среды второй группы.

Вообще следует отметить, что значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с осложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может быть заметным в виде:

§ возможностей, использование которых обеспечит положительное влияние на деятельность организации;

§ угроз, которые характеризуют факторы, которые при их реализации несут риск для организации.

§ Пест-анализ – инструмент для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, влияющих на бизнес организации.

Рис. 3.2. Внешняя и внутренняя середа организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: