Правовое гос-во

- это гос-во, ограниченное в своей деятельности правом, призванное защищать права и свободы личности и подчинить властные органы контролю суверенного народа.

Идея ПГ появляются еще в Античности (Сократ, Платон, Аристотель) в связи с поиском более совершенной и справедливой формы жизни, потом получают развитие в Ренессансе (Н. Макиавелли, Ж. Боден) и Новое время (п.в. в трудах Гроция, Гоббса, Локка, Дидро, Руссо, Джефферсона и т.д.).Но сама концепция ПГ формируется в 19 – нач. 20 вв. в противовес гос-ву, основанному на произволе, насилии и терроре (военное, фашистское, тоталитарное) и связывается с именами И. Канта, К. Маркса, Дж. Бентама, Дж. Милля, С.Л. Франка, И. А. Ильина и т.д.

Признаки ПГ:

- первенство права над властью, безусловное подчинение власти, граждан и гос-ва действующему праву;

- господство закона во всех сферах общественной жизни (п.в. Конституции);

- равенство всех перед законом и всеобщность прав;

- реальная защищенность прав и свобод человека (п.в. эффективная система правоохранительных органов, действующих только по закону);

- связь с законом самого гос-ва и его органов (гос-во самоограничивает себя законом, располагает стабильной системой законодательства и создает авторитет закона в обществе);

- разделение властей при верховенстве законодат.ветви;

- суверенитет народа: народ – самый главный и первичный источник власти, а гос-во обладает представительным суверенитетом;

- мировоззренческий индивидуализм (ответственность каждого за собственное благополучие);

-взаимная ответственность личности и гос-ва: личность выполняет соц.нормы и тербования, а гос-во полностью гарантирует ее права и свободы от произвола власти; в то же время гос-во защищает себя от покушения на него любыми субъектами;

- приоритет в гос.регулировании гражд.отношений метода запрета над методом дозволения: граждане действуют по первому методу – разрешено все, что не запрещено законом;а гос-во – по второму – действует в рамках дозволенного законом;

- права и свободы другого человека – единственный ограничитель свободы индивида.

Особую значимость для ПГ приобретает не только наличие широкого спектра законов и их выполнение всеми членами общества и гос-вом, но и их функции. Основные функции закона в ПГ:

- легитимация власти, т.е. ее узаконение, обеспечение ее реальной поддержки обществом;

- обеспечение преемственности власти, ее непрерывности, а значит, стабильности;

- распределение функций и полномочий власти, создание механизмов сдержек и противовесов по вертикали и горизонтали.

Пути достижения ПГ:

- совершенствование и стабильность существующего законодательства;

- строгое выполнение законов и создание эффективного механизма по его соблюдению;

- высокая правовая культура в обществе, основанная на авторитете закона (знание законов, их легитимность, правовое сознание, правовая дисциплина);

- наличие ГО.

3. Социальное гос-во – гос-во, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, соц.защищенности, соучастия в управлении производством и делах гос-ва, а в идеале в обеспечении приблизительно равных жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе (т.е. для свобод.развития).

Главная ценность СГ – качество жизни человека. СГ стремится обеспечить достойные условия жизни всем гражданам для избежания соц.конфликтов и потрясений.

Идея СГ была предложена во 2/2 19 в. нем.исследователем Лоренце фон Штайном и в дальнейшем (примерно с 60-х гг. 20 в. в Европе) развита в концепцию СГ, которая вытекала из недостаточности формального, т.е. правового равенства людей при разнице в мат.уровне: СГ стремится к некот.уравнению людей в их соц.положении за счет сглаживания негатива от соц.расслоения.

СГ позволяет обеспечить более равномер.распред-е матер.и дух.благ, выровнять посредством соц.стандартов стартовые воз-ти граждан, создать для них достойную человека благоприят.социально-культур.среду обитания на протяжении всей жизни.

СГ выступает в роли гаранта обеспечения уровня ж., достойного ч., ос-но в таких сферах, как: жилище, условия быта, уровень доходов, условия труда, здравоохранение, доступ к информации, образованию, культуре, соц.помощи:

ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: достойная жизнь – такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, мед.уход и соц.обслуживание, кот.необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи;

свобод.развитие – воз-ть своими силами занять опред.место в обществе: получить образование, устроиться на работу, иметь воз-ть получать заработок, соответ-щий выполняемой работе, сод-ть семью, воз-ть знакомиться с культур.ценностями и т.д.

СГ называют соц.-полит.феноменом, т.к. единой последовательно и фундаментально разработанной теории СГ пока не сущ-т; к так.уровню развития сей. смогли приблизиться около 20 стран мира. Несмотря на то, что ст. 7 К-ции РФ провозглашает Р. как СГ («Россия – это соц.гос-во, ПК которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»), данную КПН, по мнению большинства исследователей, следует относить к норме-декларации.

Основные направления деятельности СГ (соц. пк):

1) перераспределение общественного дохода между гражданами в пользу наименее обеспеченных слоев населения (через налоги и бюджет, добров.пожертвования); «ловушка нищеты»;

2) установление гарантированного миним.размера оплаты тр. (2008 г. – 4211 руб.): согласно ФЗ от 24 окт. 19997 г. «О прожиточ.минимуме в РФ» (с измен.и доп.) гос-во несет ответ-ть за предоставление кажд.гражданину прожиточ.минимума но лишь в том случае, если он, работая, не м. себя обеспечить;

3) установление гос.пенсий и соц.пособий, гарантирующих достойный уровень жизни в целях защиты от нужды и бедности и обеспеч-я защиты перед лицом непредвиденных жизненных ситуаций/рисков;

4) повышение жизненного уровня населения, его благосостояния за счет соц.рыноч.хоз-ва (сочетает свобод.конкуренцию с гос.прз-вом и перераспред-м благ в некот.сферах: образования, транспорта, соц.помощи и т.д.);

5) соц.помощь, п.в. адресная (помощь нетрудоспособным для поддержания их уровня жизни и помощь трудоспособным, стимулирующая поиск лучшей работы и повышение квалификации): в РФ семья, материнство, отцовство и детство, инвалиды и пожилые граждане нах-ся под заитой гос-ва (взаим.обяз-ть сод-я детей и родителей, оплачиваемый декрет.отпуск, правосп-ть с рождения, гос.забота о сиротах и т.д.);

6) реализация соц.прав граждан (на отдых, з/п и т.д.); при этом для обеспеч-я прожиточ. минимума предполагается предоставление ч-ку воз-ти зарабатывать, в связи с чем СГ, как правило, закрепляет право на труд; в СССР оно б. закреплено в К-циях, в РФ – лишь ст. 37 сод-т право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»: это в полной мере обеспечивает свободу тр., но ставит под сомнение важней. требование СГ - каждый ч. д. заботиться о получении труд. дохода для удовлетворения своих потребностей; ситуация несколько облегчается наличием в К-ции РФ права на защиту от безработицы (ст. 37);

7) охрана труда и здоровья людей: труд не явл-ся принудительным, тк ч. сам распоряж-ся своими СП-тями к тр. см/но или на основе дог-ра → ПК занятости - деятельности граждан, связанной с удовлетворением лич. и общ. потребностей, не противоречащей зак-ву РФ и приносящей им заработок;

СГ д. стремиться создать условия для полной занятости населения (обеспечение равных воз-тей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, соц. положения, политич. убеждений и отношения к религии, в реализации права на свобод. труд и свобод. выбор занятий; поддержка труд. и предпринимат. инициативы граждан; проведение мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; соц. обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места; международ. сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

гос-во гарантирует выплату пособий но безработице и по переквалификации. Безработными признаются трудоспособ. граждане, кот. не имеют работы и заработка (за исключением оплаты за выполнение общ. работ по направлению гос. службы занятости населения) и кот. зарегистрированы в службе занятости. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсации м. каждый гражданин, достигший 16-лет и имеющий статус безработного, это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного возраста;

8) развитие доступных для всех систем образования, здравоохранения, соц.защиты, культуры;

9) развитие системы соц.работы и соц. обслуживания: согласно ФЗ от 10 дек. 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (с измен и доп. От 2004 г.) соц. обслуживание - деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию соц.-бытовых, соц.-медицинских, психолого-педагогических, соц.-прав. услуг и матер. помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

В РФ имеется гос. система соц. служб: гос. предприятия и учреждения СО, явл-ся федер. собственностью или собственностью субъектов РФ, а также муницип. систему соц. служб; кроме того, СО осущ-ся организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимат. деятельностью по СО населения.

Учреждениями СО независимо от форм собственности явл-ся: комплексные центры СО населения; территор. центры социальной помощи семье и детям; центры СО; социально-реабилитац. центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; соц. приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогич. помощи населению; центры экстренной психологич. помощи по телефону; центры (отделения) соц. помощи на дому; дома ночного пребывания; спец. дома для одиноких престарелых; стационар.учреждения СО (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологич. интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физич. недостатками); геронтологич. центры; иные учреждения, предоставляющие соц. услуги.

Т.об., гос-во гарантирует гражданам право на СО в гос. системе соц. служб по основным видам, определенным ФЗ.

СО соц. службами бесплатно и за плату:

бесплатное СО в гос. системе соц. служб предоставляется гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые м. обеспечить им помощь и уход, или если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточ. минимума, установленного для региона, в кот. они проживают; гражданам, находящимся в труд. жизн. ситуации в связи с безработицей, стих. бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним. Доп. основания, по кот. предоставляется бесплат. соц. обслуживание, устанавливаются органами исп.вл. субъектов РФ. Платные соц. услуги в гос. системе соц. служб оказываются в порядке, установленном Пр-вом РФ.

Условия и порядок оплаты соц. услуг в соц. службах иных форм собственности устанавливаются ими см/но;

10) негос.фонды соц.обслуживания: СГ предоставяет воз-ть люб.общ.силам оказывать помощь соц-но необеспеченным (ст. 39 К-ции РФ: в стране поощряются создание доп.форм соц.обеспечения и благотворительность»);

11) соц.страхование;

12) предотвращение и разрешение соц.конфликтов;

13) актив.экологич.пк для улучшения окруж.условий;

14) утверждение в общественном сознании идеи соц.справедливости, солидаризма, индивид.свободы, соц.заботы и соц.мира и т.д.

Соц. ПК гос-ва строится на основе 2 принципов:

- солидарности: взаимная поддержка гражданами друг друга и граждан гос-вом

- субсидарности: обеспечение гос-вом автономности, см\ти и активности различных обществ.сфер (гос-во и общество достигает уровня «соц.партнерства»);

Типы соц.пк:

- уравнительный: каждому надо предоставить равные возможности, независимо от индивид.особенностей и соц.положения (Скандинавия, Швеция, Дания, Прибалтика); в основе – фискальная ПК гос-ва (Дания – 74 % налогов – на соц.программы), т.е. гос-во гарантирует гражданам опред.соц.положение;

- распределительный: каждый получает сообразно своей работе в обществе, но при этом должен иметь минимально необходимые условия для достойного существования и соучастия в делах общества и гос-ва (нем.политолог Р. Дарендорф: «Одна из важнейших функций гос-ва – обеспечение всем людям гарантированного минимального дохода») (Г., Фр., Австрия, Англия).

Модификации СГ:

- либеральная;

- консервативная;

- социал-демократическая.

Предпосылки формирования СГ:

- высокий уровень экономического развития страны, позволяющий обеспечить прожиточный минимум каждому нуждающемуся;

- развитие ПГ, закрепляющего права и свободы граждан, в т.ч. права на достойную жизнь;

- наличие демократических традиций, традиций соц.справедливости, солидаризма, широкой соцюзащиты населения;

- стабильность гос.власти и ее связь с институтами ГО;

- активная и эффективная соц.пк.

4. Особенности становления и формирования гражд.общества в РФ:

Несмотря на статьи Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., в которых говорится о том, что «РФ – есть демократическое…правовое гос-во» (ст. 1), «Россия – это соц.гос-во, ПК которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7), по мнению зарубежных и отечественных политологов и историков, ГО в современной России не развито, ПГ и СГ только формируются, т.к.:

- отсутствуют исторические традиции (нераспространенность либеральных идей в царской России, а в совет.время – формальность общественных институтов);

- неразвитость самой демократии (гос.произвол и посттоталитарный синдром; основные конституирующие силы в обществе – бюрократия и организованная преступность);

- неблагоприятная социально-экономическая ситуация (1990-е гг. - распределение собственности в узком кругу, пауперизация населения и т.д.);

- неразвитость соц.структуры;

- низкий уровень пол.культуры и гражданского самосознания россиян.

ЧТО ДЕЛАТЬ?!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: