Шаг 3. Отчет о результатах исследования агрессивности

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования личностного свойства агрессивности, ориентируясь на схему, приведенную в табл. 1.

Таблица 1

Индивидуальные результаты исследования агрессивности

Уровни выраженности форм агрессивности Проявления агрессивности
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профессиональной) деятельности
<21 ± 2 – низкий уровень агрессивности      
21 ± 2 – средний уровень агрессивности      
>21 ± 2 – высокий уровень агрессивности      
<21 ± 2 – низкий уровень мотивационной агрессии      
21 ± 2 – средний уровень мотивационной агрессии      
>21 ± 2 – высокий уровень мотивационной агрессии      
<8 ±2 – низкий уровень враждебности      
8 ±2 – средний уровень враждебности      
>8 ±2 – высокий уровень враждебности      

Дополнительные сведения об агрессивности
как свойстве личности

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и ее торможение. Тенденция к агрессии – это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предраспо-ложенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелатель-ные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий[3].

Психологическая трудность предотвращения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно находит множество различных оправданий своему поведению, пытаясь снять с себя вину.

В литературе описаны следующие наиболее распространенные способы самооправдания агрессии, которые необходимо учитывать для понимания причин многих проступков:

· снижение значимости предпринятой агрессии путем односторон-него сравнения своих действий с более агрессивными действиями других («Меня еще и не так били»);

· оправдание собственных агрессивных действий тем, что они были призваны обеспечить утверждение более высоких ценностей («Пора, наконец, наводить порядок!»);

· отрицание либо разделение своей ответственности с другими лицами, особенно в случаях коллективной агрессии («Все бьют, не только я!»);

· дегуманизация жертвы с отказом признать за ней личностные, чисто человеческие качества, ее право на уважение, право на жизнь («Сам виноват!»)[4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: