Иконография

Византия — родина иконописи. Истоки иконописи в книжной мини­атюре и в фаюмском портрете. Задачи иконописи — воплощение бо­жества в телесном образе. Слово «икона» с греческого — «образ», «изоб­ражение». Таким образом, икона служила «мостом» между человеком и божественным миром.

Фаюмский портрет — в Древнем Египте заупокойные живописные портреты, которые писались в технике восковой живописи на доске или на холсте.

Задача иконописца - передать живописными материальными сред­ствами нематериальное, духовное. Для иконы характерна дематериа­лизация фигур. Согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в золотом сиянии, поэтому главным на иконе является золотой фон. Для передачи ду­ховности, божественности земных образов Христа, Девы Марии, апо­столов были разработаны иконографические каноны. Они включали в себя каноны пропорций и цвета и несли нагрузку описательного ре­лигиозного текста. Жестко должны были выполняться каноны физи­огномические и внешнего вида святого. Христианский канон цвета разработал Дионисий Ареопагит в IV в.

Красный (начало спектра) и фиолетовый (конец спектра) объеди­нен в вишневом цвете и означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — боже­ственный огонь, цвет крови Христа (в Византии цвет царственности). Зеленый — цвет юности, свежести, обновления. Желтый — тождестве­нен золотому цвету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету, соче­тает все цвета радуги. Черный — сокровенные тайны Бога. Христос изображается в вишневом хитоне, и голубом плаще — гиматии. Бого­матерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории.

К канонам относятся и обратная перспектива, имеющая точки схо­да перед изображением. Построенная таким образом перспектива дает возможность «разворачивать» изображение на зрителя, т. е. с удале­нием предмет расширяется. Изображение «движется» к человеку, а не от него.

В I—III вв. христианства изображения носили символический харак­тер. Христа изображали в виде агнца, рыбы, якоря, корабля, доброго пастыря, виноградной лозы. В IV-VI вв. стало складываться иллюстра­тивно-символическая иконография. В иконографии Христос показывается Спасом. Первым по времени и значимости является «Спас Неру­котворный». По преданию, это отпечаток лица Христа на полотенце. На втором месте «Спас в силах» (вседержитель или пантократор) — изображение вписано в ромб, овал и квадрат с расходящимися от него золотыми лучами и др.

Изображение Богоматери почитается во всем христианском мире. Существует несколько видов композиций:

• Богоматерь «Оранта» (молящаяся) — изображается в рост с воз­детыми в молитве руками;

• Богоматерь «Великая Панагия» («Всесвятая») с изображением Спаса Эммануила (иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте);

• Богоматерь «Умиление» (елеуса) с младенцем Иисусом, прижавшимся к щеке. Один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

• Богоматерь «Одигитрия» (указывающая путь) с младенцем, прямо смотрящим перед собой. Путеводи́тельница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем, по преданию, написанная евангелистом Лукой.

Иконографические каноны византийского искусства на многие века стали основой творческого метода в православных странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: