Флобер

В отрочстве проявляется особенность мироощущения и мировосприятия.

Ненавидел буржуа, считал себя буржуазофобом, ненависть у пошлости. Флобер избегает вкладывать свое сознание в образ героев и речь, избегает диалогов, объясняя это тем, что автор не должен жить за них. Автор должен позволить жить незав среде, не навязывая ей ничего.

Став едва ли не главным стимулом литературной деятельности Флобера, эта ненависть побуждает его к всестороннему исследованию социальной природы буржуазии, ее идеологии, психологии, морали. Ибо только до конца познав противника, писатель может вынести ему беспощадный приговор. Критически относится он и к современным ему теориям социализма. Свою главную цель Флобер и видит в том, чтобы защитить «интересы духа», оградить литературу от тлетворного влияния буржуазии. Отсюда ставший хрестоматийным его образ «башни из слоновой буржуа. Пантеизм отныне составит основу мировоззрения самого писателя и во многом определит его позиции в жизни и в искусстве.

Отсюда жизненный принцип Флобера – отстраненность от общественных конфликтов современности. С пантеизмом связан и утверждаемый Флобером принцип «объективного письма», противопоставляющий «личному» искусству «безличное». Не самовыражение, а познание закономерностей объективного мира – такова цель творчества, сближаемого Флобером с наукой, предельно объективной и беспристрастной. Искусство должно исключить всякую тенденциозность и уж тем более – прямое поучение.

В эстетике Флобера следует особо отметить необычайно высокую требовательность к совершенству стиля произведения, которая была «настоящей болезнью» писателя, «истощавшей его и останавливающей его работу» (Э. Золя). Критики называли Флобера «фанатиком стиля». Он убеждён в единстве формы и содержания. «Хорошо писать значит одновременно хорошо чувствовать, хорошо мыслить и хорошо выражать» (Бюффон). Для Флобера «стиль – это способ мыслить». Отсюда – и те «нечеловеческие усилия» (Мопассан), которые затрачивает Флобер в поисках единственно нужных ему слов для точного выражения истин, открываемых в жизни.

Правительство, напуганное его беспощадной правдой, затеяло против Флобера беспрецедентный судебный процесс. Автору «Мадам Бовари» предъявили обвинение в «нанесении тяжкого ущерба общественной морали и добрым нравам». И хотя в итоге писатель был оправдан, он, потрясенный лицемерием и тупостью судей, принимает решение: как можно дальше бежать от мерзкой буржуазной современности.

Произведения: «Воспитание чувств», «Мадам Бовари», «Искушение святого Антониа», «Три повести».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: