"Пролеткульт" и С. М. Эйзенштейн. Учеба в ГВЫРМ. Ученик В. Э. Мейерхольда. Первые самостоятельные постановки в театре. Концепция аттракциона. Приход в кино. Фильм "Стачка" /1924г./ - первая пролетарская лента в Советской России. "Броненосец Потемкин" /1925г./. Превращение монтажа в зримую метафору. Концепция монтажного кино. Теория "интеллектуального кино". Фильм "Октябрь" /1927г./. История фильма "Да здравствует Мексика!". Влияние С.М.Эйзенштейна на мировую кинематографию.
Тема 21. Молодые «новаторы» первых лет советского кино.
Всеволод Пудовкин /1893-1953/.
Ученик Кулешова. Фильм "Мать" /1926/. Отказ от принципа типажного героя. Открытие специфики игры актера в кино. Принцип кино как новой реальности со своими пространством и временем. "Потомок Чингиз-хана" /1928/. Зрелость теории монтажного кино.
Александр Довженко /1894-1956/.
Увлечение ЛЭФом. Приход в кино. "Звенигора" /1927г./, "Арсенал"
/1929г./, "Земля" /1950/. Особенности кинематографической образности
Довженко. Близость к фольклору и украинской народной поэзии.
Философичность фильмов А. Довженко. Киноязык Довженко и градации
"поэтического кинематографа”
|
|
Студия ФЭКС Григория Козинцева /1905-1973/ и Леонида Трауберга /1902-19 /.
ЛЭФ в Петрограде. Организация студии-театра ФЭКС/1922/. "Похождения Октябрины" /1924/. Манифесты ФЭКСов и их фильмы. ФЭКСы и ОПОЛЗ, Влияние В. Шкловского и Ю. Тынянова на формирование теоретических воззрений Г. Козинцева и Л. Трауберга. «Шинель» /1926г./, "Овод"/1927/, "Новый Вавилон"/1929/. – развитие киноязыка. Роспуск ФЭКСов.
«Киноглаз» Дзиги Вертова /1896-1954/.
Леворадикальные течения в культуре Советской России начала 20-х гг. Фетишизация факта. "Прыжок" Вертова в правду кинодокумента. Хроника как инструмент убеждения, средство "коммунистической расшифровки действительности". Манифест "Киноглаз" группы; "Киноки" - 1923 г. Способы поэтизации кинодокумента: а/ монтаж / в трактовке Кулешова/; б/ раскрепощенная камера и необычный ракурс; в/ внутрикадровый динамизм; г/ оптические трюки. Крайнее неприятие литературы и театра. Объявление искусства в сущности контрреволюционным. Практическая деятельность группы "Киноки". Публицистическая страстность "Киноглаза". Фактически новая, экстравагантная мифологизация, основанная на документе. Вертов - открыватель возможности эмоционального воздействия с помощью кинодокумента.