Дипломный проект

Дипломный проект — это итоговое квалификационное исследование, которое является заключительным этапом подготовки специалиста. Работая над ним, студент реализует полученные на предыдущих этапах обучения научные и практические средства профессиональной деятельности и осваивает технологию проведения самостоятельного полномасштабного научного исследования. Дипломная работа проходит процедуры предзащиты на кафедре и защиты перед Государственной комиссией. Название дипломного проекта и его оценка записываются в приложении к диплому.

1. Содержание дипломного проекта

Окончательно тему дипломной работы необходимо сформулировать в начале учебного года на пятом курсе. Как мы уже упоминали, желательно это делать раньше (на 3-4 курсе), чтобы иметь возможность глубоко проанализировать литературные данные и провести по выбранной теме пилотажное исследование. В процессе работы над дипломом тема может быть скорректирована, первоначальная рабочая гипотеза может быть также уточнена.

Руководить дипломным исследованием может преподаватель, работающий на вашей выпускающей кафедре или на какой-либо другой, если против этого не возражает ваш заведующий кафедрой.

Структура дипломной работы — такая же, как и у курсовой 4-го курса. А именно:

Титульный лист. Тема работы (она пишется без кавычек) должна отражать объект и предмет вашего исследования и, по возможности, содержать не более 7-9 слов. Например: Психологическая компетентность руководителя как фактор повышения его авторитета; Динамика развития взаимоотношений членов малой группы в процессе ее развития; Руководитель как субъект конфликтных отношений в организации и др.

Следует стремиться с самого начала формулировать название дипломной работы как можно точнее, но, как показывает практика, оно нередко корректируется в процессе исследования.

Оглавление составляется так же, как в реферате и курсовой работе, с указанием названий и номеров страниц разделов и подразделов (глав, параграфов, подпараграфов), а также страниц, с которых начинаются введение, выводы, заключение, библиография, приложения.

Введение содержит описание исследуемой проблемы и отражает ее актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, объект, предмет, цель, задачи, основную и вспомогательные гипотезы. Введение дипломной работы во многом похоже на аналогичный раздел курсовой. Основное различие — в масштабности и глубине проработки проблемы.

Проблема исследования или постановка проблемы — это формулирование противоречия (в природе какого-либо психического явления, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.). Так, например, в качестве проблемы исследования может выступить факт недостаточной разработанности вопроса о причинах конфликтности взаимоотношений между детьми. Или речь может идти о недостатке психологической компетентности многих современных руководителей при явной необходимости этого качества для достижения успешности их профессиональной деятельности. Проблемой также могут быть противоречивые результаты, полученные разными авторами.

При определении актуальности дипломной работы, так же как и курсовой, следует объяснить, почему проводимое исследование необходимо (проблема отвечает современной социальной ситуации, привлекает внимание многих исследователей, требует прояснения и дополнения, нуждается в новых методических инструментах и т.д.).

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи работы по своему назначению соответствуют аналогичным разделам курсовой, хотя и характеризуют более сложную научную проблему. Видимо, поэтому не всегда гипотезу дипломной работы удается сформулировать точно с самого начала: зачастую она обретает свое окончательное содержание только в процессе исследования.

Гипотеза дипломного проекта по сравнению с курсовой работой носит более глубокий научно значимый смысл и может иметь иерархическую структуру (то есть содержать основную и частные гипотезы).

Глава 1 (теоретическая) выстраивается по схеме аналогичного раздела курсовой работы, однако отличается объемом и глубиной исследования. Если для курсовой можно было ограничиться несколькими литературными источниками, то для написания дипломной работы необходимо письменно проанализировать не менее трех десятков специальных работ, включая, если это рекомендует руководитель, и диссертационные исследования.

С помощью теоретического обзора вы должны показать свою осведомленность о том, что накоплено исследовательской практикой в изучении выбранной темы до вас. Повествование должно идти логически, от общего к частному: описание рассматриваемой проблемы, ее причины и место среди других явлений, разнообразие подходов к пониманию ее сущности, ее механизмы и закономерности, прикладное значение. На основе выявленных в ходе теоретического обзора противоречий формулируются выводы из обзора, а также цель и задачи экспериментального исследования. Главная цель теоретической главы - дать обоснование формулируемой гипотезы исследования.

Не забудьте о правильности цитирования использованной литературы. Так, например, если цитата приводится дословно (об этом свидетельствуют кавычки), то при необходимости ее сокращения в месте разрыва фразы должно стоять многоточие. Ссылки на литературные источники в тексте — обязательны (оформление ссылок см. в разделе «Реферат»).

Глава 2 (экспериментальная часть) также содержит знакомые вам по курсовой работе элементы — программу экспериментального исследования, его результаты и их обсуждение.

В программе экспериментального исследования необходимо:

1. Перечислить использованные методы и методики, обосновать их выбор и указать источники, из которых они взяты. Методики должны быть изложены подробно в тексте или в Приложении.

2. Описать базу исследования и выборку испытуемых, указав их социально-психологические характеристики (пол, возраст, социальное положение и т.п.).

3. Охарактеризовать условия (включая даты и место проведения) эксперимента, его этапы и процедуры, упомянув обстоятельства, которые могли повлиять на результат.

4. Указать способы обработки первичных данных (включая методы статистической обработки результатов), обосновать выбор этих способов.

Результаты включают изложение (без теоретической интерпретации) полученных экспериментальных фактов; сводные таблицы первичных результатов, а также графики, диаграммы, схемы с пояснениями под каждым из рисунков. Если какие-то из этих материалов занимают много места, их можно поместить в Приложении.

Обсуждение результатов посвящено интерпретации смысла полученных экспериментальных данных с привлечением теоретических знаний.

Желательно каждую главу дипломной работы заканчивать промежуточными выводами.

Выводы на основе всей проделанной работы обычно состоят из нескольких (5-7-ми) высказываний и показывают, насколько решена каждая из поставленных в вашем исследовании задач, достигнута ли цель, подтвердились ли гипотезы, удалось ли продвинуться в решении рассматриваемой проблемы. Выводы должны коротко и содержательно, в тезисной форме отражать результаты, полученные автором.

Например, можно указать, что в структуре рассматриваемого феномена обнаружены ранее не известные компоненты (перечислить их). Или отметить наличие (отсутствие) и характер взаимосвязей между исследуемыми психологическими явлениями. Добавить, в рамках какого научного подхода получены результаты и какова сфера их практического применения.

Заключение имеет тот же характер, что и аналогичный раздел курсовой работы. Оно представляет собой краткий обзор всей выполненной работы. В нем указывается теоретическая и практическая значимость исследования, намечаются пути дальнейшего исследования по данной теме.

Библиография следует после Заключения.

Приложения — первичные материалы, образцы протоколов исследования и наиболее интересных результатов обследования испытуемых и т. д. — помещаются в конце дипломной работы, после списка литературы. В тексте на них даются ссылки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: