Дипломный проект — это итоговое квалификационное исследование, которое является заключительным этапом подготовки специалиста. Работая над ним, студент реализует полученные на предыдущих этапах обучения научные и практические средства профессиональной деятельности и осваивает технологию проведения самостоятельного полномасштабного научного исследования. Дипломная работа проходит процедуры предзащиты на кафедре и защиты перед Государственной комиссией. Название дипломного проекта и его оценка записываются в приложении к диплому.
1. Содержание дипломного проекта
Окончательно тему дипломной работы необходимо сформулировать в начале учебного года на пятом курсе. Как мы уже упоминали, желательно это делать раньше (на 3-4 курсе), чтобы иметь возможность глубоко проанализировать литературные данные и провести по выбранной теме пилотажное исследование. В процессе работы над дипломом тема может быть скорректирована, первоначальная рабочая гипотеза может быть также уточнена.
|
|
Руководить дипломным исследованием может преподаватель, работающий на вашей выпускающей кафедре или на какой-либо другой, если против этого не возражает ваш заведующий кафедрой.
Структура дипломной работы — такая же, как и у курсовой 4-го курса. А именно:
Титульный лист. Тема работы (она пишется без кавычек) должна отражать объект и предмет вашего исследования и, по возможности, содержать не более 7-9 слов. Например: Психологическая компетентность руководителя как фактор повышения его авторитета; Динамика развития взаимоотношений членов малой группы в процессе ее развития; Руководитель как субъект конфликтных отношений в организации и др.
Следует стремиться с самого начала формулировать название дипломной работы как можно точнее, но, как показывает практика, оно нередко корректируется в процессе исследования.
Оглавление составляется так же, как в реферате и курсовой работе, с указанием названий и номеров страниц разделов и подразделов (глав, параграфов, подпараграфов), а также страниц, с которых начинаются введение, выводы, заключение, библиография, приложения.
Введение содержит описание исследуемой проблемы и отражает ее актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, объект, предмет, цель, задачи, основную и вспомогательные гипотезы. Введение дипломной работы во многом похоже на аналогичный раздел курсовой. Основное различие — в масштабности и глубине проработки проблемы.
Проблема исследования или постановка проблемы — это формулирование противоречия (в природе какого-либо психического явления, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.). Так, например, в качестве проблемы исследования может выступить факт недостаточной разработанности вопроса о причинах конфликтности взаимоотношений между детьми. Или речь может идти о недостатке психологической компетентности многих современных руководителей при явной необходимости этого качества для достижения успешности их профессиональной деятельности. Проблемой также могут быть противоречивые результаты, полученные разными авторами.
|
|
При определении актуальности дипломной работы, так же как и курсовой, следует объяснить, почему проводимое исследование необходимо (проблема отвечает современной социальной ситуации, привлекает внимание многих исследователей, требует прояснения и дополнения, нуждается в новых методических инструментах и т.д.).
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи работы по своему назначению соответствуют аналогичным разделам курсовой, хотя и характеризуют более сложную научную проблему. Видимо, поэтому не всегда гипотезу дипломной работы удается сформулировать точно с самого начала: зачастую она обретает свое окончательное содержание только в процессе исследования.
Гипотеза дипломного проекта по сравнению с курсовой работой носит более глубокий научно значимый смысл и может иметь иерархическую структуру (то есть содержать основную и частные гипотезы).
Глава 1 (теоретическая) выстраивается по схеме аналогичного раздела курсовой работы, однако отличается объемом и глубиной исследования. Если для курсовой можно было ограничиться несколькими литературными источниками, то для написания дипломной работы необходимо письменно проанализировать не менее трех десятков специальных работ, включая, если это рекомендует руководитель, и диссертационные исследования.
С помощью теоретического обзора вы должны показать свою осведомленность о том, что накоплено исследовательской практикой в изучении выбранной темы до вас. Повествование должно идти логически, от общего к частному: описание рассматриваемой проблемы, ее причины и место среди других явлений, разнообразие подходов к пониманию ее сущности, ее механизмы и закономерности, прикладное значение. На основе выявленных в ходе теоретического обзора противоречий формулируются выводы из обзора, а также цель и задачи экспериментального исследования. Главная цель теоретической главы - дать обоснование формулируемой гипотезы исследования.
Не забудьте о правильности цитирования использованной литературы. Так, например, если цитата приводится дословно (об этом свидетельствуют кавычки), то при необходимости ее сокращения в месте разрыва фразы должно стоять многоточие. Ссылки на литературные источники в тексте — обязательны (оформление ссылок см. в разделе «Реферат»).
Глава 2 (экспериментальная часть) также содержит знакомые вам по курсовой работе элементы — программу экспериментального исследования, его результаты и их обсуждение.
В программе экспериментального исследования необходимо:
1. Перечислить использованные методы и методики, обосновать их выбор и указать источники, из которых они взяты. Методики должны быть изложены подробно в тексте или в Приложении.
2. Описать базу исследования и выборку испытуемых, указав их социально-психологические характеристики (пол, возраст, социальное положение и т.п.).
3. Охарактеризовать условия (включая даты и место проведения) эксперимента, его этапы и процедуры, упомянув обстоятельства, которые могли повлиять на результат.
4. Указать способы обработки первичных данных (включая методы статистической обработки результатов), обосновать выбор этих способов.
|
|
Результаты включают изложение (без теоретической интерпретации) полученных экспериментальных фактов; сводные таблицы первичных результатов, а также графики, диаграммы, схемы с пояснениями под каждым из рисунков. Если какие-то из этих материалов занимают много места, их можно поместить в Приложении.
Обсуждение результатов посвящено интерпретации смысла полученных экспериментальных данных с привлечением теоретических знаний.
Желательно каждую главу дипломной работы заканчивать промежуточными выводами.
Выводы на основе всей проделанной работы обычно состоят из нескольких (5-7-ми) высказываний и показывают, насколько решена каждая из поставленных в вашем исследовании задач, достигнута ли цель, подтвердились ли гипотезы, удалось ли продвинуться в решении рассматриваемой проблемы. Выводы должны коротко и содержательно, в тезисной форме отражать результаты, полученные автором.
Например, можно указать, что в структуре рассматриваемого феномена обнаружены ранее не известные компоненты (перечислить их). Или отметить наличие (отсутствие) и характер взаимосвязей между исследуемыми психологическими явлениями. Добавить, в рамках какого научного подхода получены результаты и какова сфера их практического применения.
Заключение имеет тот же характер, что и аналогичный раздел курсовой работы. Оно представляет собой краткий обзор всей выполненной работы. В нем указывается теоретическая и практическая значимость исследования, намечаются пути дальнейшего исследования по данной теме.
Библиография следует после Заключения.
Приложения — первичные материалы, образцы протоколов исследования и наиболее интересных результатов обследования испытуемых и т. д. — помещаются в конце дипломной работы, после списка литературы. В тексте на них даются ссылки.