1. Показатели познавательной активности:
- сосредоточенность и концентрация внимания на изучаемом предмете;
- обращение по собственной инициативе к той или иной области знаний, стремление больше узнать, участие в дискуссиях;
- положительные эмоции переживания при преодолении затруднений;
- эмоциональные проявления в виде заинтересованных жестов и мимики;
Стадии познавательной активности:
1. Непосредственно познавательная активность: любопытство. Ребёнку необходимы образы, а не теория. Возраст: дошкольный.
2. Приобретение знаний и умений: от любознательности переход к целенаправленному получению информации. Ребенок проявляет интерес к конкретным действиям. Возраст: начальная школа.
3. Изучение свойств предметов и явлений, понимание связей между ними. Возраст: 5-8 классы. На конец этого периода приходится кризис подросткового возраста, потому четвертый уровень наступает далеко не у всех.
4. Самостоятельная познавательная активность, ориентация на дополнительные источники, причинно-следственные связи, механизмы окружающих явлений, событий и себя самого. Возраст: Старший школьный.
|
|
Таким образом, наиболее важны в жизни ребенка 1, 5 и 9 классы.
2. Процессы:
Восприятие – осмысленный и означенный синтез ощущений, получающихся от целостного предмета. Идет через зрительный и слуховой каналы. Типы восприятия:
1. Аналитический тип – обращается внимание на детали
2. Синтетический тип – на картинки
3. Эмоциональный тип – воспринимается не текст, но атмосфера.
Задача учителя – сформировать аналитическо-синтетический тип восприятия.
Мышление – преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Типы мышления:
1. Наглядно-действенный – картинки и алгоритм.
2. Наглядно-образный – образы
3. Теоретически-образный – теория преподносится через образы.
4. Теоретически-понятийный – развивается в ходе познавательной активности учащихся.
Способы мышления:
1. Критический
2. Творческий
Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов на основе прошлых восприятий и знаний.
3 типа:
1. Репродуктивное – воссоздает старые образы
2. Творческое – вносит новые образы.
3. Фантастическое – создает совсем новые картины.
Или
1. Вербальное – символы
2. Невербальное – системы знаков.
Память – психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Бывает: кратковременная, долговременная и оперативная,
А также: зрительная, слуховая и механическая.
Разнообразие психических особенностей познавательных интересов, наклонностей в обязательном порядке должны рассматриваться учителем.
|
|
Познавательные способности – это индивидуальные психические особенности личности, которые являются условием успешного осуществления определенной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
3. Психические особенности возрастов:
Младшая школа:
- трудности восприятия времени и карты
Средняя школа:
- трудности восприятия времени и кари остаются
- хронология
- буквализация и модернизация представлений
- гиперболизация
- переход от образного мышления к логическому.
Ближе к старшей школе:
- формирования причинно-следственных связей. Причины должны быть связаны с последствиями.
Старшая школа:
- Можно заниматься актуализацией личного опыта.
08.10.13 лекция 6
15.10.13 лекция 7
22.10.13 лекция №8:
В структуре исторических знаний учащихся 3 элемента: исторические представления, исторические понятия, методологические знания.
Исторический факт - то, что было, что существовало.
Факт - это действительное невымышленное происшествие, событие или явление, твердо установленное знание. Данное в опыте, служащее для заключения, вывода и являющееся проверкой какого-либо предположения. Факты события, факты явления, факты-процессы.
По составу факты - элементарные, простые и сложные.
По степени обобщенности: частно-исторические, общеисторические и социологические понятия.
Понятие
Термин
Краткое или развернутое перечисление понятий в их исторической последовательности.
Система понятий.
Каждое понятие должно быть введено своевременно, требует своего уровня раскрытия.
Способы формирования понятий:
Через образ
Через объяснение этимологии термина
Использование понятия в ходе рассказа, позволяющего раскрыть его основные черты.
Обобщающая характеристика с признаками.
Закрепление в ходе упражнений.
Контрольные и проверочные.
Проблемы:
Неумение выделять признаки
Существенные и несущественные признаки.
Сужение смысла понятий
Определение через второстепенные признаки
Способы изучения исторических фактов:
Картинное описание
Аналитическое описание - через детали.
Образная характеристика
Образное повествование
Сюжетный рассказ.
Метод планов
Драматизация, интервью, стилизация.
Таблицы
Проблемное изложение.