Реформы Солона. Зарождение демократии
Урок истории в 5 классе
Цели:
- способствовать пониманию учащимися причин и значения реформ Солона,
- обеспечить усвоение понятий демократия, реформы;
- совершенствовать умение учащихся давать характеристику событиям и их участникам на основе анализа текстов учебника и документов.
Учебник: Вигасин А.А. История древнего мира. 5 класс.
Оборудование: карта «Древняя Греция в VIII-VI в.в. до н.э.», раздаточный материал (сочинения Плутарха и Аристотеля), схема «Население Аттики».
Встреча с проблемой
1. Актуализация опыта
Учитель предлагает детям вспомнить, что представляло собой население Аттики в изучаемый период и восстановить на доске ранее составленную ими схему «Население Аттики», а также назвать основные факты по теме «Земледельцы Аттики теряют свободу».
Затем учитель сообщает:
- Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самому управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, отобрать часть земли у богатых и отдать ее бедным.
|
|
Обстановка и в городе, и в Аттике накалялась. Аристократы понимали, что им не справиться, если восстанет весь демос, и пошли на уступки. В 594 году до н.э. Аристократы и демос избрали архонтом Солона, который пользовался общим уважением, - пусть положит конец раздорам между аристократами и демосом. Солон желал примирить между собой демос и знать, поступить так, чтобы и те, и другие были довольны.
2. Создание проблемной ситуации
- Как вы думаете, что должен был сделать Солон, чтобы примирить демос и знать? Что бы вы сделали на его месте?
Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно другое, часть — противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: прав ли я в своих предположениях?
3. Осознание и формулирование проблемы
Учитель предлагает детям сформулировать те вопросы, которые у них возникли после обмена мнениями. Вопросы детей: Что сделал Солон на самом деле? Удалось ли ему примирить демос и аристократию? К чему привели его действия?
По просьбе учителя ученики формулируют цель деятельности – «найти ответы на интересующие нас вопросы».
Построение знаний
1. Выбор методов исследования
Учитель обращается к детям с вопросом:
- Как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?
Учащиеся говорят о необходимости обратиться к текстам, чтобы собрать факты: что сделал Солон? А затем эти факты проанализировать, обобщить и самостоятельно ответить на второй вопрос.
2. Сбор информации
Учащиеся читают отрывки из сочинений Плутарха и Аристотеля (Приложение № 1), описывающие действия Солона.
|
|
3. Организация информации
В ходе фронтальной беседы ученики обмениваются информацией. На доске и в тетрадях составляется кластер «Реформы Солона», где организуется вся собранная информация. Также дети возвращаются к схеме «Население Аттики» и вносят в нее изменения.
5. Построение объяснения
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Так что же сделал Солон для примирения демоса и аристократии?
- Совпали ли ваши предположения с тем, что было сделано Солоном на самом деле?
- Как вы думаете, чем должны быть довольны аристократы? А демос?
Отвечая на третий вопрос, ученики делятся своими выводами, сделанными на основе анализа и обобщения изученных фактов.
6. Сопоставление с культурным аналогом
Учитель сообщает, что на самом деле деятельностью Солона оказались недовольны все.
Затем обращается к классу:
- Какой вопрос у вас возник? - Почему все были недовольны реформами Солона?
Ответить на этот вопрос учитель предлагает детям самостоятельно, прочитав еще один фрагмент из сочинения Плутарха (Приложение № 2).
7. Формулирование выводов
Учащиеся приходят к выводу, что примирить демос и аристократию Солону не удалось. Учитель обращает внимание детей на то, что в названии темы урока говорится о зарождении демократии (власти народа) как о важном результате реформ Солона, и предлагает им доказать справедливость этого утверждения с опорой на имеющиеся факты.