Текст для обязательного прочтения: Ж.-П. Сартр, «Экзистенциализм – это гуманизм»

Подготовить ответы на следующие вопросы:

  • Что Сартр понимает под гуманизмом?
  • Почему экзистенциализм – это гуманизм?
  • Что значит «существование предшествует сущности»?
  • Перед кем человек несет ответственность?
  • Атеистический экзистенциализм утверждает: «Бога нет». Какое следствие это имеет для индивида?
  • Что Сартр понимает под свободой? Что значит: «человек обречен на свободу»?
  • В чем проблема выбора? Можно ли не делать выбор?
  • Какова роль Другого? Кто этот Другой?
  • Существует ли универсальная (т.е. общая для всех) мораль?
  • Объясните, что значит: «человек есть проект самого себя».
  • Какое понимание гуманизму ведет к фашизму?

Семинар №10.

Философия психоанализа.

  1. История возникновения психоанализа. Учение З.Фрейда о бессознательном: три уровня сознания (сознание, подсознательное, бессознательное), понятия либидо и танатос.
  2. Структура личности по Фрейду (я, оно, сверх-я), защитные механизмы психики: вытеснение, сублимация, проекция. Другие виды защитных механизмов.
  3. К.Г. Юнг и аналитическая психология. История возниконовения. Проблема коллективного бессознательного.
  4. Архетипы: понятие архетипа, примеры.

Семинар №11.

Философия позитивизма.

  1. Особенности философии позитивизма. Этапы развития. Основные идеи первого и второго позитивизмов. Критика философии как метафизики. Что значит «позитивное» знание? Цели и задачи философии позитивизма.
  2. О. Конт – создатель социологии. Появление социологии как «социальной физики». Задачи социологии О. Конта. Закон трёх стадий, энциклопедический закон.
  3. Задачи философии неопозитивизма. Логический и лингвистический позитивизм: Витгенштейн, принцип верификации К. Поппера.
  4. Проблемы науки в постпозитивизме. «Структура научных революций» Т. Куна.

Семинар №12.

Философия марксизма.

1. Критический пересмотр диалектики Гегеля. Диалектический материализм. Что значит выражение: «Гегель перевернул всё с ног на голову»?

2. Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций. Раскрыть понятия: базис, надстройка, производственные отношения, производительные силы, способ производства, общественно-экономическая формация.

3. Понимание сущности человека. Роль труда (отличие труда и рабочей силы). Проблема отчуждения. 4 вида отчуждения.

Дополнительный вопрос: объясните следующие подходы к пониманию истории:

  1. Цивилизационный подход к пониманию истории (Шпенглер, Тойнби, Данилевский).
  2. Формационный подход (Маркс).
  3. Мир-системный анализ (Валлерстайн).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: