Подготовить ответы на следующие вопросы:
- Что Сартр понимает под гуманизмом?
- Почему экзистенциализм – это гуманизм?
- Что значит «существование предшествует сущности»?
- Перед кем человек несет ответственность?
- Атеистический экзистенциализм утверждает: «Бога нет». Какое следствие это имеет для индивида?
- Что Сартр понимает под свободой? Что значит: «человек обречен на свободу»?
- В чем проблема выбора? Можно ли не делать выбор?
- Какова роль Другого? Кто этот Другой?
- Существует ли универсальная (т.е. общая для всех) мораль?
- Объясните, что значит: «человек есть проект самого себя».
- Какое понимание гуманизму ведет к фашизму?
Семинар №10.
Философия психоанализа.
- История возникновения психоанализа. Учение З.Фрейда о бессознательном: три уровня сознания (сознание, подсознательное, бессознательное), понятия либидо и танатос.
- Структура личности по Фрейду (я, оно, сверх-я), защитные механизмы психики: вытеснение, сублимация, проекция. Другие виды защитных механизмов.
- К.Г. Юнг и аналитическая психология. История возниконовения. Проблема коллективного бессознательного.
- Архетипы: понятие архетипа, примеры.
Семинар №11.
Философия позитивизма.
- Особенности философии позитивизма. Этапы развития. Основные идеи первого и второго позитивизмов. Критика философии как метафизики. Что значит «позитивное» знание? Цели и задачи философии позитивизма.
- О. Конт – создатель социологии. Появление социологии как «социальной физики». Задачи социологии О. Конта. Закон трёх стадий, энциклопедический закон.
- Задачи философии неопозитивизма. Логический и лингвистический позитивизм: Витгенштейн, принцип верификации К. Поппера.
- Проблемы науки в постпозитивизме. «Структура научных революций» Т. Куна.
Семинар №12.
Философия марксизма.
1. Критический пересмотр диалектики Гегеля. Диалектический материализм. Что значит выражение: «Гегель перевернул всё с ног на голову»?
2. Исторический процесс как смена общественно-экономических формаций. Раскрыть понятия: базис, надстройка, производственные отношения, производительные силы, способ производства, общественно-экономическая формация.
3. Понимание сущности человека. Роль труда (отличие труда и рабочей силы). Проблема отчуждения. 4 вида отчуждения.
Дополнительный вопрос: объясните следующие подходы к пониманию истории:
- Цивилизационный подход к пониманию истории (Шпенглер, Тойнби, Данилевский).
- Формационный подход (Маркс).
- Мир-системный анализ (Валлерстайн).