Культура Беларуси в первой половине 19 в

После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер. Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети 19 в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии. Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. В соответствии с реформой просвещения 1803 - 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях - церковно -приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. После восстания 1830 - 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. В культуре Беларуси первой половины 19 века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Первая половина 19 века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

19 аграрная реформа. В опред. степени предвестником восстания были крестьянские волнения вызванные условиями освобождения от крепостного права реформой 1861 г. Руководит. был К.Калиновский. Он издавал на белорусском языке газету «Мужыцкая правда». Большинство восставших составляла шляхта а не крестьяне. Александр 2 приказал подавить восстание. В Витебской, могилевской, Гродненской и Минской губернии в подавлении восстания участвовало около 200 тыс. Восстание потерпело поражение слишком неравными были силы да и полного единства мнений среди восставших не был ни среди руководства ни среди подчиненных. Последствия были тяжелыми белы запрещена белорус. печать и мн. др. Калиновский был захвачен и казнен 22 марта 1964 г. Восстание показало и оно свидетельствовало о зарождении релолюционно-демократич. направления в белорусском национал. движ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: