Темперамент

У. Кэри [Carey, 1972], М. Хаттанен и Дж. Найман [Huttunen, Nyman, 1982], А. Матени с сотрудниками [Matheny et al., 1971] и др. предположили, что подверженность детей травматизму связана с темпераментом. Вот типичные описания детей с повторными травмами: агрессивный, импульсивный, невнимательный, эмоционально возбудимый и активный |Matheny, 1988; Matheny & Fisher, 1984]. У. Кэри показал, что травмированные дети чаще обладают "трудным" темпераментом, для которого свойственно сочетание плохого настроения, высокой активности, плохой приспособляемости и аритмичности повседневных физиологических потребностей. М. Хаттанен и Дж. Найман обнаружили, что малыши, которые с младенчества отличались плохим настроением, низкой общительностью и повышенной эмоциональностью, в период до пяти лет были более уязвимы.

А. Матени с сотрудниками начали долгосрочное исследование поведения и травматизма детей на близнецах. Когда были подобраны близнецовые пары, родителей расспрашивали о поведении детей. Такие плановые опросы проводили по крайней мере каждые шесть месяцев, пока близнецы не достигали трех лет, а далее, вплоть до подросткового возраста, — через год.

Беседы с родителями были организованы по темам (плач, раздражительность, активность и др.) таким образом, чтобы они могли сравнить одного близнеца с другим. Например, родителей спрашивали, какой из малышей больше плачет или у кого чаще бывают вспышки гнева. Кроме того, их просили рассказать о всех медицинских проблемах, включая травмы, которые возникали в период между опросами.

При первичном исследовании зависимости между подверженностью травмам и поведением анализировали различия в паре близнецов по травматизму и различия в их поведении. А именно, если родители говорили, что близнец А (или Б) получил больше случайных травм, чем близнец В (или А), в течение некоторого периода времени, сообщалось ли при этом, что близнец А (или Б) был активнее, агрессивнее или импульсивнее, чем близнец Б (или А)? Такой подход помог выявить связь между травмами и частыми вспышками гнева, раздражительностью, невнимательностью и активностью у детей от одного года до шести лет [Matheny et al., 1971]. Этот же метод сравнения близнецов был позднее применен при оценке их темперамента с помощью опросников. В течение первых трех лет жизни у подверженного травмам близнеца, как правило, были хуже настроение и приспособляемость к изменениям обстановки.

В более поздних работах [Matheny, 1986, 1987, 1989] изучение темперамента расширили, включив прямые наблюдения детей в лаборатории и дома, сообщения родителей о поведении детей, а также характеристику темперамента родителей по самоотчетам. По данным прямых наблюдений в лаборатории оценивали общительность, внимательность и положительные эмоции у детей (объединенные в показатель "послушности"). Подверженные травмам дети в возрасте от одного года до трех лет оказались менее послушными. С помощью опросников также установлено, что подверженный травмам ребенок был менее внимательным, труднее приспосабливался, настроение у него было хуже, распорядок дня, в особенности сна, — менее стабильный, а эмоции — более интенсивные. Матери таких детей были менее энергичны, эмоционально неустойчивы, больше расстроены трудностями, имели невысокий уровень образования; отцы меньше главенствовали в семье и были менее общительными.

В группе детей от шести до девяти лет вероятность травматизма возрастала, если дети оказывались более активными, рассеянными, хуже приспосабливались, имели менее регулярные физиологические ритмы (особенно сна). Семьи таких детей отличались, пожалуй, только повышенной импульсивностью отцов.

Эти результаты ясно показывают устойчивую связь темперамента ребенка и риска получить случайную травму. Кроме того, у маленьких детей значение имеет темперамент родителей. В более старшем возрасте, однако, вероятность травмы определялась в основном темпераментом ребенка. Таким образом, очевидно, что зависимость между темпераментом и травматизмом с развитием ребенка изменяется.

Дети с повышенным риском травматизма
Типичные сочетания черт темперамента ребенка и родителей

Дошкольный возраст Младший школьный возраст
Ребенок
Неритмичность сна Неритмичность сна
Хуже приспосабливается Хуже приспосабливается
Более активный Более активный
Плохое настроение Плохое настроение
Менее внимательный Менее внимательный
  Более отвлекающийся
  Более агрессивный
Мать
Менее энергична  
Эмоционально неустойчива  
Менее образована  
Больше подвержена стрессу  
Отец
Покорный или пассивный Более импульсивный
Необщительный  

Ни одно из этих исследований не позволило выявить ту единственную черту поведения ребенка или родителей, которая была бы тесно связана с вероятностью травмирования. Хотя каждая из таких характеристик, как внимательность, активность и настроение вносили достоверный вклад в вероятность случайной травмы, величина этого вклада была мала. Однако она возрастала, если характеристики объединялись. В общем, такие сочетания черт темперамента ребенка и родителей (см. таблицу) объясняют почти половину неслучайных различий в уровне травматизма.

Данные можно дополнить единственной характеристикой, которая постоянно предвещает опасность травмы. Такой характеристикой является пол ребенка. С младенчества до подросткового возраста у мальчиков риск получить травму при несчастном случае больше, на что указывают показатели смертности, частота обращения в лечебные учреждения и число хронических увечий вследствие травм. Поэтому при оценке поведения детей, связанного с травматизмом, необходимо учитывать пол как важную характеристику группы риска


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: