Для того чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.
Общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений, в совокупности составляют так называемый психологический (эмоциональный) контакт. Эти закономерности следующие.
1. В процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, судьи, защитника, юрисконсульта и т. д.).
2. Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих, непосредственного партнера по общению, что рождает взаимное непонимание, плохо скрываемый антагонизм, а порой приводит и к открытому конфликту.
3. На ролевые отношения сторон большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т. д. Недооценка их в ходе общения, как правило, приводит к малопродуктивному, конфликтному диалогу.
4. Рассматривая механизм ролевого взаимодействия в условиях служебных отношений, нельзя не заметить той социальной установки доминировать, которая формируется у юриста с приобретением профессионального опыта. Такая установка может проявиться во время общения и со стороны различных должностных лиц, компетентных в сфере своей служебной деятельности, также имеющих достаточно высокий социальный статус и соответствующую (а иногда и несколько завышенную) самооценку. При одинаковой личностно значимой доминантности партнеров по общению в ситуации отстаивания каждым из них своей позиции могут возникать напряженно-неустойчивые отношения.
Одной из составляющих профессионального общения является его коммуникативная сторона. Рассмотрим ее более подробно.
Под коммуникативной стороной общения понимается сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Основными функциями языка и речи являются:
– мыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражается мысль; именно поэтому речь является орудием мышления;
– коммуникативная функция, определяющая передачу знаний, мыслей, чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов;
– прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника;
– регулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека, т. е.
речь служит средством регуляции (организации) собственных психических процессов человеком.