Заключение. Процесс социализации идет всю жизнь, но особенно интенсивно в фазе становления личности, то есть в детстве

Процесс социализации идет всю жизнь, но особенно интенсивно в фазе становления личности, то есть в детстве. Позже человек приобретает новые свойства соответственно новым требованиям в трудовой сфере (переквалификация, например), в общении (освоение новых правил этикета, ценностей и средств общения), в познании (знакомство с новыми достижениями науки и техники). Ему приходится подстраиваться также к новым требованиям, запросам, ожиданиям исторической эпохи в общественных отношениях (политике, нравах, моде). Без постоянного процесса социализации личность отстает от жизни и превращается в пережиток прошлого.

Можно сделать вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности»23. Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я» - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я» - образ, личность социализируется. В данной работе мы изучили роль детства в процессе социализации личности, особенности социализации ребенка. Раскрыли сущность процесса социализации, установили связь социализации с обучением и воспитанием, определили цель социализации и рассмотрели этапы социализации. Выяснили, что к вопросу об этапах социализации существуют различные подходы и факторы. На фоне этого можно сделать вывод о том, что периоды

детства оказывают большое влияние на следующие этапы социализации, на этапы становления человека, как социальной личности.

Также рассмотрели понятие «семья» и раскрыли ее функции, проанализировали современное состояние семьи как института социализации. Рассмотрели особенности ранней социализации детей в семье. Из этого следует то, что семья – это первая инстанция на пути ребёнка в

жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и

моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются

у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.

Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего

общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро

усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в его воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Анализируя возрастные особенности ребёнка мы видим, что необходимо именно с детства формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс можно осуществить благодаря игре. Ведь игру как наиболее освоенную детьми деятельность, можно использовать как средство включения детей в жизнедеятельность, средство развития любознательности, метод изменения позиции пассивных детей, активизации детей, адаптации их в социальном мире. Игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности, воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Ведь посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Таким образом, самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности, его социализации.


Период детства играет огромную роль в процессе социализации. Поэтому важно учитывать в какой среде воспитывается ребенок, в каких обстоятельствах он растет. Также существенную роль играют воспитательные организации. В школе особое влияние на социализацию оказывают сверстники. Так же на психику ребенка, на становление личности влияют СМИ. В наше время это влияние оказывает негативный характер. Т.к. идет пропаганда спиртных напитков, наркомания, что оказывает плачевное влияние на ребенка, как частицы социальной жизни.

От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.


Список литературы.

1.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.

2. Василькова Ю.В. – Методика и опыт работы социального педагога. – М, 2001

3. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2003.

4. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» Изд.Союз 2006

5. Давыдова О.И., Атемаскина Ю.В. Защита прав детства: Метод.рек. для студентов и работников дошкольного образования/ Под ред. О.И. Давыдовой. Барнаул, 2003.

6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.

7. Давыдова О.И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях// Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С.119-128.

8. Добренков В.И. – Социология. – М., - 2002

9. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособ. для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. –138 с.

10. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Метод.рук. для работников дошкольных учреждений/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. М., 2001.

11. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2002.

12. Зверева О.Л. Детский сад и семья: первые годы революции и современность// Управление ДОУ. 2002. №4. С.110-114.

13. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

14. Зинченко В.П. и Б.Г. Мещерякова «Психологический словарь» Изд. Прайм - ЕврознакХарвест 2007

15. Кравцова Е.Е. Социальная ситуация развития дошкольника//http://archive.1september.ru/dob/2004/18/8.htm.

16. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. –2004. -№5. –С.8-28.

17. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003.

18. Лавриненко В.Н., Социология, изд. Юнити – Москва, 2002 г.

19. Майер А.А. Видение развития ребенка в культурно-исторической парадигме// Дошкольное образование: начало века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 9-10 октября 2003 г. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. –С.122-130.

20. Мудрик А.В. – Социальная педагогика. – М., - 2002.

21. Овчарова Р.В. – Справочная книга социального педагога. – М., 2003.

22. Оганян К. М., Манько Ю. В. «Социология молодежи» Изд. Петрополис 2008

23. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. – М.: Академия, 2002. –256 с.

24. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для родителей детсада.- М.: Просвещение,2001

25. Примерная программа воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Новая школа, 2003. –121 с.

26. Программа «Истоки». – М.: Карапуз, 2001.

27. Реан А. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003

28.Ромашина С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. –204 с.

29. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ: Пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис-пресс, 2004. –64с.

30. Тесленко А.Н. «Квир - идентичность» Изд. Центр Элит 2008

31. Толстой Л. «что такое сущность» (Гл.1-6)

32. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. М., 2003.

33. Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Гуманизация детско-родительских отношений. Красноярск, 2003.

34. Черняк Е.М. «социология семьи» Изд. «Дашков и К» 6-е изд.2008

35.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – С. 35-52.

Интернет- источники:

1. www.RSL.ru (Электронная российская библиотека)

2. http://childsoc.ru/index/php (Социология и детство)

3. http://tik.spbguki.ru scientfic/yashina_book (Яшина М.Н. Социализация личности как процесс)

4. www.inbook.ru (электронная энциклопедия)

5. www.sociolog/INDEX_socio.php (Электронные книги по социологии)

6.www/forsociologists.ru/sociology/books.php (Электронная соц. библиотека)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: