Зарождение научной теории происхождения человека. Учение Ч.Дарвина об изменчивости видов, как основа материалистической теории антропогенеза

Существуют три глобальных подхода, три основные точки зрения на возникновение человека: религиозный, философский и научный. Научный подход опирается на факты, установленные в ходе наблюдений и экспериментов

Долгое время религия боролась с инакомыслием, касающегося животного происхождения человека. Сомнения возникали на основании опыта обыденной жизни (болезней, строения тела и т.д.). Лючилио Ванини (родился в 1585году, казнён в 1619 году) в своих трудах утверждал, что первые люди ходили на четырёх ногах, а затем перешли к хождению на двух. Он был убеждён, что люди произошли от обезьян. После того в XVII веке из Африки, Азии и Америки путешественники и торговцы стали привозить разные виды обезьян, в том числе и человекообразных, у многих людей, в том числе и средневековых ученых, сомнения в религиозных утверждениях о божественном сотворении человека ещё более укрепились. В середине XVIII века Карл Линей положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей систематике животного мира («Система природы» 1735 год) он поместил человека в группу приматов вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Бюффон в 1766 году написал научную работу об орангутанге, где показал его сходство с человеком. П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных. Французский археолог Ж. Буше де Перта в 40-50 годах XIX века обнаружил каменные орудия первобытного человека, жившего в одно время с мамонтом. Эти открытия опровергали библейские хронологии, они встретили бурное сопротивление, и только в 60-е годы XIX века идеи Ж. Буше де Перта были признаны в науке. Ж Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения высвободил руки, изменил стопу, а стадный образ жизни привёл к возникновению речи.

Научную основу происхождения человека впервые доказал Ч. Дарвин в 1871 году в своём труде «Происхождение человека». Его главная идея состояла в том, что человек имеет животное происхождение и общего предка с ныне живущими человекообразными обезьянами.

Учение Ч.Дарвина:

Дарвин определяет наследственность и изменчивость как общие свойства всех живых существ.

Наследственная изменчивость обеспечивает появление у организмов принципиально новых признаков и передачу их последующим поколениям.

Основным движущим фактором является искусственный отбор.

Борьба за существование — это конкурирующие взаимодействия организмов и влияние факторов неживой природы. В природных системах организмов рождается больше, чем их может существовать. То есть многие гибнут на стадии яйца, зародышей или семян, молодых растений, личинок или детенышей.

Итогом борьбы за существование становится «естественный отбор», или выживание наиболее приспособленных. В результате накапливаются признаки, полезные для данного вида.

Таким образом, наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор — главные движущие силы эволюции, приводящие к образованию новых видов. По образному выражению ученого, это происходит за счет «расхождения признаков» у особей одного вида (принцип дивергенции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: