Уровни творчества. Качества творческой личности

Наши представления о творческой личности сводятся, как правило, к двум противоположным стереотипам: Первый — стопроцентно удачливый: туманный взгляд в полуночном свете настольной лампы, внезапное озарение, быстрое признание, успех, встречи с интересными людьми, дружба с великими, международные конгрессы, награды и т. д. Второй стереотип полностью трагичный: творческий труд тяжелее каторжного — это постоянное безденежье, вынужденные скитания, непрекращающаяся борьба за признание и т. д. Бесполезно спорить, какое из этих двух мнений верное: каждое из них основано на реальных жизненных примерах.
Однако мир творчества удивительно разнообразен и рассматривать его можно с самых разных точек зрения. Если исходить из личности творца, то еще со времен НКФ выделяют такие ее проявления как гениальность, талант, способности. Гений в максимальной степени обладает творчесикм воображением и интуицией. Именно гений способен к непосредственному усмотрению истины. И. Кант писал: «Гений творит как сама природа… Через гения природа диктует человеку свои законы».

На основе исследования более 2000 биографий творческих личностей, современные исследователи составили следующий список качеств творческой личности:
1. Способность смело выбирать достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать ее главным вектором своей жизни.
2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной цели.
3. Способность работать планомерно. наличие пакета рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. Регулярный контроль выполнения этих планов.
4. высокая работоспособность
5. Хорошая техника творческих задач, входящих в проблему
6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи. Умение «держать удар».

Ясно, что творчество многоуровнево. Применительно к техническому творчеству и к изобретательским задачам существует следующая классификация уровней творчества (по Г. С. Альтшуллеру):
1. Применение известного решения к известной проблеме. Здесь либо применяются средства, прямо предназначенные именно для данной цели, либо выбирается один из немногих альтернативных вариантов решения задачи.
2. Означает новое применение известного решения или новое решение старой задачи — не принятыми, непривычными в данной области средствами.
3. Для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Такое творчество работает на отдаленное завтра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: