Что такое «обряды перехода»? Зачем они нужны?

Обряд перехода - это церемония, которая знаменует смену статуса. Вот самые распространенные обряды перехода:

• Обряды наречения имени - знаменуют переход от состояния «неличности» к состоянию «личности», или же от личности вне социума к личности в контексте социума.

• Обряды инициации - знаменуют переход из состояния ребенка в состояние взрослого.

• Свадебные обряды - отмечают переход из статуса одинокого человека к статусу состоящего в браке.

• Похоронные обряды - отмечают переход от статуса «личности» к статусу «предка», или же от личности в контексте социума к личности вне социума.

Знакомый многим обряд наречения имени - это крещение в христианстве. Миропомазание же в христианстве может служить примером обряда инициации, также как бар-мицвах и бат-мицвах в иудаизме.

Свадебные обряды можно обнаружить в любом обществе, Часто они в основе своей религиозны. Но вообще-то обряды перехода далеко не всегда носят религиозный характер. В противоположность свадебному обряду, обряд развода отмечает переход от статуса «женатого» («замужней») к статусу «одинокого» /«одинокой». Обратное движение. Похороны - также универсальное явление. Значение их в той или иной культуре зависит от системы религиозных представлений. В некоторых обществах считается, что следует проводить не одну, а несколько похоронных церемоний после смерти одного и того же человека. А порой и несколько захоронений. На Мадагаскаре и у большинства австралийских аборигенов покойника вначале хоронят, потом откапывают и закапывают снова, что отражает пофазовость перехода от статуса живого человека к статусу предка.

Ключевой фигурой среди писавших об обрядах перехода является французский фольклорист Арнольд ван Геннеп. Ван Геннеп полагал, что все обряды перехода состоят из трех этапов:

а) Сепарация, или отделение (человек на время покидает свою группу, прежде чем происходит главный ритуал).

b) Переходный этап (период, в который проводятся и более активные обрядовые действия).

c) Инкорпорация, или включение (когда индивиды вновь включаются в группу, но уже в новом статусе).

Переходный этап часто называют лиминальнальным. На этом этапе нередко проводятся ритуалы «переворачивания» когда, к примеру, мужчины ведут себя, как должны бы вести себя женщины, или старики ведут себя, как если бы они были детьми. Пример: церемония Нейвен.

Знаменитым примером переходного обряда является церемония нейвен у папуасов ятмул на Новой Гвинее. Эта церемония включает трансвестизм, гомосексуальные половые контакты и целенаправленные нарушения табу, регулирующих в других ситуациях отношения между родственниками и отношения между полами. Такая деятельность дозволена только в качестве ритуальной во время периода лиминальности, но никак не в повседневной жизни ятмул. Пример: церемония мужской инициации.

Другой знаменитый пример — церемония мужской инициации у народа пдембу в Замбии. Она описана Виктором Тернером в работе Лес символов (1967). Тернер делает акцент на особых связях, формирующихся между людьми во время периода лиминальности, называя эти связи «communitas».

«СоттитСах» - в некотором смысле противоположность обычной социальной структуре. Как и церемонии ятмул, «communitas» у пyембу предполагает нарушение обычных правил поведения и характеризуется обостренным чувством групповой солидарности. На поздних этапах своей жизни Тернер стал искать объяснения феномена паломничества (религиозное путешествие, как физическое, так и духовное) с помощью категории «communitas».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: