Правом являются наиболее эффективные, обладающие регулятивные нормы вне зависимости от того где находятся эти нормы (письменная, устная). Допускает, что реальные нормы могут быть сильнее, чем нормы записанные.
Представители: (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.)
Выдвигают лозунг "право в действии". Правовые нормы государства — это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное — изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда — отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.
Пример: бабушка на Выхино, которая продавала маринованные огурчики под табличкий: «торговля запрещена»
Теория естественного права.
Право это один из объективных законов природы, не зависит от воли государства, связана с природой либо с разумом человека. У права есть свой объективный принцип, который не может быть изменен государством или иными субъектами. Этот принцип отличает права от неправа, беспредела.
Традиционно связана с понятиями. Свобода, справедливость.
Закон изданный государством может быть правонарушающим. (этот как отменить закон всемирного тяготения). Теория естественного права выходит на категорию естественных прав человека.
Человек от рождения имеет право на самого себя: право на жизнь, безопасность и собственность!
Можно еще про Локка рассказать.