Научение через наблюдение

Функции
В основном люди научаются человеческому поведению и когнитивным навыкам, наблюдая за моделями. Моделирование способствует обучению наблюдателей навыкам и правилам поведения. Моделирование также может тормозить и растормаживать поведение, уже присутствующее в поведенческих репертуарах людей, и облегчать реакции. Смоделированное поведение обеспечивает людей подсказками и примерами, на основе которых люди могут осуществлять уже имеющееся в их репертуарах поведение; смоделированное поведение также может вызывать эмоциональное возбуждение. Люди нередко чувствуют и ведут себя не так, как обычно, находясь в состоянии повышенного возбуждения. Кроме того, символическое моделирование формирует представления людей о социальной реальности посредством отражения человеческих отношений и деятельности.
Процессы
Научение предполагает обработку информации. Моделирование имеет такое большое значение потому, что влияет на этот процесс. Научение через наблюдение включает в себя четыре следующих основных процесса.
1. Проявление внимания. Если люди должны учиться, используя моделирование, важно, чтобы они обращали внимание на моделируемое поведение и точно воспринимали его. Один набор переменных внимания включает в себя характеристики стимулов моделирования, такие как пригодность, отчетливость (ясность), привлекательность и функциональная ценность моделируемого поведения. Другой набор переменных внимания включает в себя характеристики наблюдателя, такие как сенсорные способности, уровень возбуждения, привычки восприятия, имевшее место в прошлом подкрепление.
2. Сохранение. Для того чтобы моделирование было эффективным, оно должно запоминаться. Сохранение подразумевает либо образное хранение информации, либо (что имеет место гораздо чаще) кодирование смоделированных событий и превращение их в легко применимые вербальные символы. Материал, имеющий значение для наблюдателей и строящийся на основе полученного ими в прошлом опыта, запомнится с большей долей вероятности. В дальнейшем сохранению способствует или воображаемая репетиция смоделированного поведения, или фактическое осуществление его на практике. Когнитивные навыки и структуры наблюдателей могут усиливать сохранение. В сохранении определенную роль играет мотивация к обучению, хотя мотивационные стимулы являются скорее вспомогательными, чем необходимыми.
3. Продуцирование. На некоторой стадии символические представления смоделированного поведения, вероятно, потребуется перевести в эффективное действие. Наблюдателям необходимы точные когнитивные представления смоделированного поведения для того, чтобы эти представления можно было сравнивать с сенсорной обратной связью, формирующейся в результате совершения действий. Корректирующее моделирование является эффективным способом обеспечения обратной связи в тех случаях, когда наблюдатели демонстрируют недочеты при совершении действий. Переменные наблюдателя, влияющие на воспроизводство (репродукцию) поведения, включают в себя физические способности, наличие или отсутствие необходимых компонентов в репертуаре реакций, способность осуществлять корректирующую регулировку при испытании нового поведения.
4. Мотивация. Следует проводить четкое различие между научением и исполнением в связи с тем, что люди не мотивируются воплощать в действие все, чему они учатся. Наблюдатель, вероятнее всего, примет смоделированное поведение, если оно: а) приносит внешние выгоды, б) внутренне положительно оценивается, в) приносит пользу модели, и это можно наблюдать. Предвидение положительных и отрицательных результатов приводит к тому, что одни аспекты смоделированного поведения наблюдаются, а другие - игнорируются.
Моделирование мыслительных процессов
Люди могут научиться навыкам мышления, наблюдая за моделями. Однако скрытые мыслительные процессы часто неадекватно передаются моделируемыми действиями. Например, модель может решать проблему когнитивно, а наблюдатель видит только результирующие действия, не понимая процессов мышления, ведущих к совершению этих действий. Подход к научению когнитивным навыкам должен быть таким - следует иметь модели, которые вербализируют мысли, возникающие у них в процессе решения проблем. Целесообразно сочетать невербальное и вербальное моделирование. При этом невербальное моделирование позволяет проявлять внимание и удерживать его; кроме того, существует возможность передачи через открытое поведение дополнительного значения когнитивных процессов. Когнитивные навыки наблюдателей, вероятно, еще более улучшатся при наличии моделей, которые демонстрируют и действия, и процессы мышления, а не одни только действия.
Роль подкрепления
В соответствии с социально-когнитивной точкой зрения, научение через наблюдение необязательно требует внешней награды (вознаграждения). Такое научение происходит через когнитивную обработку информации в ходе моделирования, причем до того, как наблюдатели осуществят какие бы то ни было реакции. Модель оперантного обусловливания Скиннера такова: научение через наблюдение достигается тогда, когда подкрепляются реакции, соответствующие действиям модели, не соответствующие же действиям модели реакции либо не вознаграждаются, либо наказываются, и поведение других становится стимулом для формирования соответствующих реакций. Однако это объяснение научения через наблюдение имеет недостатки. Наблюдатели могут исполнять моделируемое поведение не в той обстановке, в которой оно моделировалось. И модель, и наблюдатель могут не получить подкрепления. Моделируемое поведение может иметь место через несколько дней и даже недель. Таким образом, оперантная модель не в состоянии объяснить, как новые структуры реакции приобретаются через наблюдение.
Стимулы в научении через наблюдение играют главную роль скорее до, чем после моделирования. Например, внимание наблюдателей можно повысить, обещая награды за использование моделируемого поведения. Кроме того, ожидаемая награда может побуждать наблюдателей к символизации и повторению моделируемых действий. Стимулы являются скорее вспомогательными, чем необходимыми факторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: