Преодоление кризиса, в котором оказались философский теизм и
славянофильство, стало главным делом религиозного философа Владимира
Соловьева. Его система явилась новым этапом в эволюции религиозной философии,
последователи которой попытались сделать ее идеологически активной уже в
начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные
устремления: осуществить под знаком «всеединства» «гармонический
синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный, эмпирический
и мистический виды познания; представить историю как процесс
«богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.
Свое философское мировоззрение Владимир Соловьев изложил в трактате «Философские
начала цельного знания», который может считаться по нынешним определениям
наилучшим образцом философской классики, как учение о сущем, бытии
и идее. Именно свое учение о развитии он уже применил к человечеству в
целом. Категорию развития надо применить и ко всему миру, и к бытию в целом.
|
|
Организм есть единство и цельность. Следовательно, и все бытие тоже
есть единство и цельность. Для Соловьева гораздо более полноценной философией
является философия мистическая, но и она слишком часто оказывается
связанной то с натурализмом, то с идеализмом. Поэтому и она, по Соловьеву,
требует совершенно новой разработки.
Очень важно отдать себе отчет в том, что Соловьев понимает под мистицизмом.
«Предмет мистической философии есть не мир явлений, сводимых к нашим
ощущениям, и не мир идей, сводимых к нашим мыслям, а живая
действительность существ в их внутренних жизненных отношениях; эта
философия занимается не внешним порядком явлений, а внутренним
порядком существ и их жизни, который определяется их отношением к существу
первоначальному». Соловьевский «мистицизм» есть просто теория бытия и
жизни как всеобщего и целостного организма, если не входить ни в какие
детали.
Разнобой между философской терминологией и философской сущностью дела у
Владимира Соловьева наблюдается постоянно. Например, под таким термином, как
«церковь», нужно понимать у Владимира Соловьева, согласно его учению, в первую
очередь всеобщую целостность бытия, или, как он говорит, всеединство.
Поэтому, если отнестись критически к терминологии Владимира Соловьева, то
совершенно ничего страшного и ужасного не окажется ни в этом «мистицизме», ни
в этом «всеединстве», ни в «целостности» и ни в этой «церкви». Здесь просто
учение о жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как
|
|
о нерушимой и всеединой целостности. Учение это мотивируется чисто жизненными
задачами человека, который хочет преодолеть несовершенство жизни и переделать
ее в целях лучшего будущего.
Свое бытие Владимир Соловьев понимает, по крайней мере, в двух, если не
в трех смыслах. У него совершенно отчетливо говорится о противоположности
сущего и бытия, как это мы констатировали выше. Сущее выше
всякой раздельности, а бытие есть раздельность и множественность.
Теперь же оказывается, что в бытии тоже необходимо различать два
разных бытия. Одно — идеальное, необходимое и то, что философ называет
сущностью. Другое же — реальное, действительное и то, что философ
называет природой. Сказать, что все это разделение вполне ясно, никак
нельзя. Сущее, расчленяясь, становится идеей или, как говорит философ,
Логосом, а эта идея, или Логос, осуществляясь, создает реальную
действительность. Здесь можно понять так, что Логос есть только
«акт проявления или откровения», а идея — само проявленное и открытое
сверхсущее. В общей таблице анализируемых категорий мы тоже находим тройное
деление: Абсолютное, Логос, Идея.
Не очень благополучно обстоит здесь дело также и с категорией Логоса.
Логос расчленяется на внутренний, или скрытый, Логос и открытый
, или проявленный, Логос. Причем философ вдруг говорит почему-то о «видимости»,
или «призрачности», этого второго логоса. Дело запутывается еще больше, когда
философ заговаривает о третьем Логосе, «воплощенном или конкретном»,
который он называет также Христом. Ведь христианство мыслит Христа как
воплощение логоса в чувственной материи.
«Третьему или конкретному Логосу отвечает и конкретная идея, или София».
Другими словами, чистая идея тоже содержит в себе какую-то чистую материю и в
совокупности с этой материей является Софией. Но что это за материя в
чистой идее, об этом можно только догадываться.