Формирование и последовательное приближение

Поведение можно формировать посредством подкрепления последовательных приближений к желательному ответу. Скиннер приводит следующий пример. Голубя обучали катать деревянный шар, с силой ударяя по нему и направляя по миниатюрной дорожке к набору игрушечных булав. Скиннер и его коллеги ожидали от голубя должной реакции, которую они намеревались подкрепить пищей, однако ничего не получилось. Тогда экспериментаторы решили подкреплять любую реакцию, которая будет иметь хоть малейшее сходство с сильным ударом, а затем выбирать реакции, которые больше всего будут походить на желаемую реакцию. Эта тактика оказалась чрезвычайно эффективной, и через несколько минут голубь стал ударять по шару так ловко, как будто он был чемпионом по игре в сквош. В ходе другого эксперимента, подкрепляя последовательные приближения, добились того, что крыса научилась тянуть за нитку, чтобы достать шарик с полки, брать шарик передними лапами, относить его через клетку к вертикальной трубке, возвышающейся над полом на два дюйма, поднимать шарик испускать его в трубу.

СТИМУЛЬНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ И СТИМУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Оперантное поведение осуществляется через установление существенных связей с окружающей средой. Например, в ходе вышеописанного эксперимента вытягивание шеи голубем подкрепляли включением сигнального света; этой реакции давали возможность угаснуть, перестав включать сигнальный свет. Сопряженные обстоятельства подкрепления складываются из нескольких элементов. Стимул (свет) - это ситуация, вытягивание шеи - это реакция, пища - это подкрепление. Процесс, благодаря которому, в конечном счете, с наибольшей вероятностью проявится реакция, когда будет включен свет, называется различением. Другими словами можно сформулировать это так: реакция прошла под контролем различительного стимула или, короче, под контролем стимула. Как только оперантное различение обусловливается, вероятность возникновения реакции может быть увеличена или уменьшена посредством представления или удаления различительного стимула. Можно привести следующий пример воздействия стимульного контроля на людей. Вероятность того, что посетители магазина сделают покупки, повышается при эффективном показе товаров в магазине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: