Жанры журналистики
Разные ученые различают разные же способы разделения журналистских жанров. Самый распространенный способ классификации жанров предусматривает их деление на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Но встречаются и другие способы.
Например, исследователь Лев Кройчик разделяет тексты на:
Оперативно-новостные — все виды заметок.
Оперативно-исследовательские — отчет, репортаж, интервью.
Исследовательско-новостные — рецензия, корреспонденция, комментарий.
Исследовательские — статья, письмо.
Исследовательско-образные — фельетон, эссе.
Жанр по Кройчику — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.
По-другому к рассмотрению этого вопроса подходит Семён Гуревич. Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. По Гуревичу все жанры делятся на:
|
|
Жанры новостной информации
Диалогические жанры
Ситуативно-аналитические жанры
Эпистолярные жанры
Художественно-публицистические жанры
Сатирические жанры
Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров:
Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.
Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.
Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.
Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.
Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием Интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет.
Краткая характеристика аналитических жанров журналистики
Корреспонденция
Корреспонденция - жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.
|
|
Некоторые исследователи (например, А. Тертычный) выделяют две группы корреспонденций - информационные и аналитические. Однако даже в информационной допускают присутствие «элементов оценки, предписания, прогноза» [Тертычный 2000: 76], т. е. операций, присущих аналитике.
Таким образом, на наш взгляд, корректнее относить корреспонденцию к аналитическим жанрам. В качестве жанрообразующих признаков назовем следующие:
- отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;
- выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной ситуации;
- факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования;
- авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;
- явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис - аргументация - демонстрация - вывод» [Корконосенко 2000: 149-150].