Сущность и существование

В средневековой философии проводится различие бытия, или существования (экзистенции), и сущности (ессенции). Познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1) Есть ли вещь? 2) Что она такое? 3) Какова она? 4) Почему (или для чего) она есть? Первый вопрос требует установить существование, а последующие – сущность вещи. Только в Боге существование (бытие) и сущность совпадают, в сотворенных вещах их бытие и сущность нетождественны.

Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или, проще говоря, должна быть сотворена божьей волей. Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии, идее этой вещи, которые мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, из прошлого контакта с ней, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

Средневековую философию пронизывает борьба двух направлений: реализма и номинализма. Согласно реализму, подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, ибо эта сущность – идея, всеобщее понятие.

Противоположное направление – номинализм (от лат. nomen. род. падеж. nominis – имя, наименование) – подчеркивает приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем выделения общих признаков у ряда вещей. Например, мы получаем понятие «человек» когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей людей и оставляем только те признаки, которые являются общими для них всех: быть живыми и обладать разумом. Универсалии, согласно номиналистам, существуют не до, а после вещей. Расцвет номинализма приходится на XIII – XIV вв., его главные представители – Уильям Оккам, Жан Буридан, Иоанн Дунс Скотт.

В номинализме умопостигаемое бытие вещи (сущность) и ее эмпирически данное бытие (явление) оказываются тождественными. Отсюда – ориентация на опыт, которую позже наследуют английские философы эмпирического направления – Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: