Княжеское законодательство

В формировании права Киевской Руси определенную роль играла судебная деятельность князей. Она способствовала, с одной стороны, трансформации старых обычаев в нормы права, а с другой - созданию новых правовых норм. В X веке появляется княжеское законодательство. Особое значение приобретают уставы (Уставы Владимира Великого и Ярослава Мудрого), которые ввели важные нововведения в финансовое, семейное и криминальное право. Церковные уставы были призваны установить правовые основы отношений государства и церкви, светской и духовной власти, определить правовой статус духовенства и юрисдикцию церкви.

Устав Владимира Великого появился в 995-996 гг. в виде грамоты, которая признавала право церкви на применение норм церковного законодательства. Позже документ был дополнен рядом статей, в частности, здесь фиксируется факт крещения Руси, отражаются договорные отношения между княжеской и церковной властью; определяется место церковной организации в государстве, обеспечивается право "десятины", то есть отчислений десятой части доходов от поступлений: княжеских, торговых, таможенные, судебных.

Духовенство и подчиненные ему церковные люди освобождались от юрисдикции светского суда (другими словами, им оказывали судебный иммунитет). Княжеским чиновникам запрещалось вмешиваться в церковные дела.

К компетенции церковных судов относились все дела о разводе, супружескую измену, похищение девушек или чужих жен, изнасилования, имущественные споры между супругами, колдовство, кражи, повреждения или уничтожение церковного имущества, разрушение могил, оскорбление личности бранью, укусе во время драки.

Меры наказания, указанные в уставе, в основном ограничивались денежными взысканиями и церковным покаянием.

Устав князя Ярослава Мудрого составил следующий этап письменного оформления правового положения древнерусской церкви. Его князь сложил с митрополитом Иларионом в 1051-1054 гг. Этот памятник правовой культуры Киевской Руси содержит систему правовых норм, регулирующих порядок заключения брака и брачные отношения; касались отношений церковной и светской власти; определяли правовой статус служителей церкви, закрепляли их привилегии.

Устав направлен против языческих брачных обычаев похищения девушки с целью заключения брака. Предусматриваются суровые денежные наказания за изнасилование женщин (от 30 гривен за простолюдинку до 1,6 кг г золота за боярыню).

Запрещали расторгать брак без вины одного из супругов.

Были установлены санкции за рождение внебрачного ребенка, за внебрачные половые отношения, за такие же отношения между родственниками, свояками, с иноверцами, блуд с монахиней, скотоложство, драку между женщинами, клевета на чужую жену, неповиновение родительской воле. Отдельные статьи содержали указания на преступные действия монахов, попов и поповна (блуд, пьянство, связь с иноверцами и т.д.).

Отлучение от церкви и проклятие грозило тому, кто вмешивался в дела церковных судов. Считали преступлениями, должен рассматривать церковный суд, потребление конского или медвежьего мяса, а также мяса с задушенных животных и птиц.

«Закон Русский» (или Устав русский) ссылку на этот источник находим в русско-византийских договорах 911 и 944 гг. Следовательно, он существовал задолго до появления «Русской Правды» (правда, неизвестно, в каком виде в устном или письменном). Наиболее характерными признаками этого источника является:

- постепенный отход от распространенной в дофеодальный и раннефеодального общества кровной мести и введение веры (или полувиры) - денежного штрафа в пользу князя и головщина т.е. плату за убийство в пользу потерпевшей стороны;

- начало замены наказания по принципу талиона материальным возмещением причиненных убытков;

- наличие четко определенных санкций за совершенные преступления.

Скорее, «Закон Русский» не был следствием законодательной деятельности киевских князей, а составлял письменные сведения обычного права русичей (вроде Законов XII Таблиц в Древнем Риме)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: