Но есть и обратное отношение — избирательное отношение субъекта к среде

Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы специфически реализуются в разных системах социальной информации на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она:

1) обслуживает их в целом.

2) направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов. Здесь особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступность (ведь здесь выбор идет не от профессионально - должностной обязанности).

Эти особенности массовой информации отражаются в характеристиках аудитории, полученных в ходе конкретно - социологических исследований.

Опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер своих взаимоотношений с источниками массовой информации не долгом или обязанностью, а «просто интересом».

Во всех случаях подобного исследования за основу необходимо брать предметную область СМИ, т. е. изучать не только интересы, но и мотивы.

Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.

Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью человека.

Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении и развитии информационных потребностей населения.

Основные формы человеческой деятельности

Деятельность — способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения) Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы
Воздействие на среду специ­ально изготовленными средст­вами труда, создание искусст­венных объектов, которые усиливают физические воз­можности человека Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготав­ливать орудия труда с помо­щью раннее созданных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характер Потребительский характер: не создает ничего нового по срав­нению с тем, что дано природой

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельно­сти — это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности — это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека)

Структура деятельности

Мотив Цель Методы и средства Про­цесс Результат

Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать:

£ потребности;

£ социальные установки;

£ убеждения;

£ интересы;

£ влечения и эмоции;

£ идеалы.

Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Деятельность состоит из цепи действий.

Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Виды действий

(Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий)

Вид Его сущность
Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью. Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.
Аффективное (лат. affectus — душев­ное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение, труд.

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

Характерные черты игры:

1)происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется;

2)в ее процессе используются так называемые замещающие предметы;

3)наце­лена на удовлетворение интереса ее участников;

4)способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение — это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен

представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].

Линии сравнения Общение Информационная коммуникация
1. Общее Обмен информацией
2. Различия Получатель инфор­мации — человек Получатель информации — человек, животное, машина
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутст­вии или при формальном характере обратной связи
Усиление общности участников Участники остаются обо­собленными

Существует несколько классификаций общения.

1) По объектам и результатам (продуктам) деятельности

· Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.

· Опосредованное — с по­мощью специально при­способленных или изо­бретенных средств — га­зета, компакт-диск, след на земле и т. д.

· Прямое — личные кон­такты и непосредствен­ное восприятие друг друга

· Косвенное — через по­средников, которыми могут выступать другие люди

2) По субъектам общения

§ Между реальными субъек­тами

§ Между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются не­свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

§ Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го­лос»), в диалоге с образом другого человека

§ Между воображаемыми парт­нерами — художественны­ми образами произведений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: