Прокопович считает, что поскольку нет, и не может быть причины, по которой кто-либо из подданных мог прямо рассчитывать на корону после смерти государя, а дети государя являются его подданными, то и права они не имеют на престол без соответствующего желания их отца.
Далее Прокопович рассуждает о том, что должен всякий родитель воспитывать в своих детях. По его мнению, любой родитель не должен стараться воспитать сына так, чтобы тот в точности копировал отца. Сын должен унаследовать только добродетельные черты характера. Не должны родители стараться, чтобы их дети становились в тот же чин, что и они сами.
Причем царей это касается в особенности, поскольку если государеву сыну предписано стать царем, то и отношение к нему должно быть соответствующим, а это ведет к двоецарствию, что является неприемлемым.
Таким образом, царь должен воспитывать своих сыновей так, чтобы те явились достойны царствования, благодаря своей добродетели, но «просто на Царство возводить его не должен»[22].
|
|
Еще одной причиной, по которой царь не обязан завещать престол старшему сыну является потенциальная возможность нерадивости, недалекого ума, или злонравия наследника. В пример приводится сюжет о том, как мудрого и добродетельного Соломона, который сумел создать благоденствие в своей стране, сменил его прямой наследник, который оказался «безумен» и свел на нет все достижения своего отца. Из этого делается вывод о том, что царям престало избирать себе достойных наследников, а иначе «уподобились бы Государи малым отрокам, которые на улицы строеньишки свои из песка созидают, и тотчас, отшедше от них, оставляют оные в растоптание мимо ходящим»[23].
Если приводить вообще все доводы Феофана в пользу власти царя отрешать наследников от престола, то следует обратить внимание и на следующее рассуждение. Прокопович пишет, что народ дал целиком свою волю государю, а себе же взамен не отнял у него ни какой. А из этого следует, что гипотетически только царь может отлучить самого себя от короны. Далее делается вывод, что, если себя, то уж тем более сына своего царь может отрешить от наследия короны.