Психотерапевт учит клиента быть свободным, а также достаточно хорошим для свободы

4. Принцип спонтанности и творчества против стереотипности

Предыдущий принцип логически связан с понятиями спонтанности и творчества. Спонтанность предполагает моментальность и отсутствие предварительной подготовки при ответе. Спонтанность поэтому соответствует искренности, любые задержки с ответом показывают нежелание клиента говорить некоторую правду. Спонтанность использовал З.Фрейд в свободных ассоциациях, Я.Морено в психодраматической работе, К.Юнг при направленных ассоциациях и т.д. Мы также используем спонтанно возникающие образы, выражающие исходное эмоциональное состояние. Мы специально инструктируем клиента, чтобы он не думал долго и говорил первое, что приходит в голову, самое странное и неожиданное, потому что неважно какой будет образ. На самом деле важно, чтобы он был спонтанным, потому что этот образ и содержит всю ценную информацию. Это всегда поражает, когда мы убеждаемся, что наша психика так быстро и точно рассказывает в образах всю правду о наших проблемах. Надо только уметь извлекать эти знания из, казалось бы, странных и даже нелепых образов.

Но дело не только в спонтанном порождении образов, дело в том, что спонтанные действия, мысли, образы показывают то, что происходит с человеком на самом деле. Поэтому, если клиент мысленно делает что-то по отношению к образу, например, говорит ему какие-то важные слова, то образ спонтанно меняется, и по его изменениям мы можем судить о том, в какую сторону движется эмоциональное состояние клиента. Если образ не меняется, значит, метод подобран неверно или клиент выполняет его неправильно или неискренне.

Но это тоже еще не все. Дело в том, что некоторые клиенты исповедуют принцип недоверия к спонтанным реакциям, они как раз принципиально не хотят вести себя так. Они все должны перепроверить, и хотят заранее знать результат применения предлагаемого терапевтом метода воздействия. Клиент может подозрительно относиться к вашим предложениям, типа: «а вдруг да не так получится?» Но иногда нельзя раскрыть карты, поскольку сам результат даст ответ на поставленный вопрос о причинах проблемы, если заранее рассказать об ожидаемом результате, сознание клиента может его заблокировать или исказить, можно будет списать его на внушение терапевта. Например, я могу предложить клиенту проявить добрые чувства к некоторому неприятному образу, который у него возник, например, к злому дракону. В результате дракон может превратиться в плачущего мальчика, тогда клиент может сам убедиться, что это образ его самого в детстве, но он не злой, а несчастный, потому что чувствует, что мама его не любит. Эти преобразования происходят сами собой, спонтанно, их невозможно в точности предсказать и тем самым они становятся убедительной основой для интерпретации. Да клиент сам убеждается мгновенно, но недоверие к терапевту и страх перед непредсказуемым результатом часто мешает продуктивной работе.

Мы сталкиваемся и с тем, что вся жизнь клиента протекает как движение трамвая по одному и тому же кольцевому маршруту. Какие-либо изменения его пугают, какие-либо эксперименты кажутся ему недопустимыми, поэтому он не хочет принять изменения, тем более спонтанные. Трудно убедить человека, что необходимо позволить себе жить по более многомерному плану, научится реагировать на неожиданные ситуации. Такие люди боятся проявления чувств, поскольку чувства спонтанны, они всегда «здесь и теперь», их нельзя поместить на полочки и доставать при необходимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: