Вюрцбургская школа

Вюрцбургская школа - группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале ХХ в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции («экспериментальное самонаблюдение», при к-ром испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции).

К ВШ принадлежали К. Марбе, Н. Ах, К. Бюлер, Г. Уатт, А. Мишотт и др. ВШ ввела в эксп-ю пси в качестве нового объекта анализа выполнение заданий интеллектуального хар-ра (изучение логич суждений, ответов на вопр, требующие умственных усилий, и т. п.). мышление -психический процесс, закономерности к-рого не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, к-рую одни представители ВШ считали «установкой сознания», другие — неосознаваемым актом (поскольку она скрыта от интроспекции). В сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы). ВШ ввела в пси понятие о безґобразном мышлении. Процесс мышления – как смена операций, иногда приобретающих аффективную напряженность (чувство неуверенности, сомнения и др.).

Работы психологов ВШ поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. При этом, однако, мышление без образов («чистое» мышление) неправомерно противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных ВШ, были получены гештальтпсихологией, Выготским, Рубинштейном и их учениками. Данные, полученные ВШ, вызвали критику со стороны представителей других школ экспер пси, также пользовавшихся методом интроспекции (В. Вундта, Э. Б. Титченера, Г. Э. Мюллера), что привело к кризису интроспективного направления в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: