Идеи Ψхологии акта à самост направление — ф-зм. У истоков его стоит Ψхология Уильяма Джемса. Гл труд – «Основы Ψхологии».
Джемс оказал «...точно обратил нас к непосредственному опыту, закрытому до сих пор теоретическими построениями». атомизм совр ему Ψхологии. Собственное самонаблюдение, кт должна =>ть Ψхология, показывает кж человеку, что эти гипотетические эл-ты ему недоступны. В самонаблюдении нам открываются цельные конкр состояния личн созн. Они изменчивы: минувшее состояние созн не может снова возникнуть и буквально повториться. Тождествен воспринимаемый объект, а не ощущ-я. à неправильно смотреть на Ψхич жизнь как перетасовку и ассоциацию 1х и тех же идей. Ψхич жизнь - пост смена качественностей (=поток созн). В созн нет связок. Оно течет непрерывно. В непрерывном потоке выделяются нкт переходные состояния (чувств обр 4 мысли об отн, которые существуют между предм. Сознавание отн между явлениями созн — простр, врем, сходства, различия, невозможно схватить самонаблюд-ем. Наличие Ψхич обертонов, неопределенных обр, смутных и неотчетливых явлений созн. Созн отличается избирательностью: в нем всегда 1 состояние выдвигается вперед, др отходит на задний план в соотв с тем, что важно данному инд. Селективность отличает переживания, во внеш мире все предм имеют 1аковую степень реальности.
|
|
Т Ψхич автоматизма (связь сост-й созн с мозгом) = разновидность концепции Ψхофизич ║зма. Душевные процессы – ф-ия мозговой деят-ти, изм ║но последней и относясь к ней как д-е к причине. => Ψич – эпифеномен. В описании созн, считает Джеймс, надо =>ть традиционной терминологии: «Я буду так выражаться, как будто созн в самом деле направляло процессы в НЦ согласно его целям, а не являлось бессильным пассивным зрителем смены житейских явлений».
В целом Джемс весьма пессимистически оценивал состояние Ψхологии. Ближе всего для него непосредств наблюд-е и созн как его объект. Расширил понятие опыта (+религиозн). Состояния веры могут не вкл интеллектуальн содержания. Процесс общения с идеальным миром дает человеку новые силы. New подход к иссл-ю созн (созн – ф-ия позн-я).