Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным подражание. Американский ученый У. Бракфепбрепер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности, а А. В. Петровский – смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

1) импринтинг – запечатление человеком на рецеп-торном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.;

2) экзистенциальныйнажим – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами;

3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

4) идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

5) рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

11-12 Классификация факторов социализации. Социализация осущест­вляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требу­ет от него определенного поведения и активности.

^ Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

В отечественной и западной науке имеются различные класси­фикации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик(1991).

Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

- макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей пла­неты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

-микрофакторы - социальные группы, оказывающие непо­средственное влияние на конкретных людей (семья, группы свер­стников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общест­венные и др.).

Макрофакторы. В последние годы все большее значение уче­ные придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и косвенным путем оказывают влияние на ста­новление личности. Знание макрофакторов социализации позво­ляет понять специфику проявления общих законов развития ин­дивида как представителя Homo sapiens (рода человеческого), убедиться в могуществе воспитания.

На развитие человека оказывает влияние географический фак­тор, или природная среда.


Мезофакторы. Рассматриваемая проблема связана также с во­просом взаимосвязи природы и этноса, так как у каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демогра­фическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки.

Специфика географической среды формирует структуру этни­ческой общности, региональную специфику, культуру, физиче­ский тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.). В каждом этническом объедине­нии складываются свои виды деятельности, межэтнические отно­шения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.

Этнические традиции дают о себе знать в способах защиты от воздействий природной среды, в создаваемых культурных цен­ностях (образах художественного и научного творчества). В ка­ждой этнической группе складывается свое представление о личности, ее поведении и менталитете. Проектирование эколо­гического пространства становится реальной задачей образова­тельных институтов.

Микрофакторы. Общество всегда обеспокоено тем, чтобы тем­пы социализации подрастающего поколения не отставали от тем­пов и уровня развития самого общества. При рассогласовании этих темпов начинается торможение общественно значимых процессов.

Влияние институтов социализации противостоит стихийным со­циальным взаимодействиям, которые можно «просчитать», спрогнозировать, направить по какому-то определенному пути.


13- Понятие этноса. Этнос - это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, об­ладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также созна­нием своего единства и отличия от других подобных образова­ний» (Краткий словарь по социологии. - М., 1988. - С.461). Эт­ническая или национальная принадлежность человека, как ус­тановлено, определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.

В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этно­су, он - макрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос пред­ставляет собой интенсивно общающееся национальное меньшин­ство в том или ином поселении, он - микрофактор (Гарлем в Нью-Йорке). В России этнос - мезофактор, так как даже многочислен­ные этносы, имеющие собственную государственность (автоном­ные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характер­ные для них свойства и признаки (А. В. Мудрик).

Известно, что современное человечество многообразно по сво­ему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей.

Существующие сегодня на Земле государства (их около двухсот) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России.

^ Влияние этноса. Каждый этнос имеет специфические особенно­сти, совокупность которых образует его национальный характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, пред­ставлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.

Нужно иметь в виду, что этнические особенности характери­зуют не отдельного человека, а многочисленные группы - нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влия­нием природно-географической среды, экономических, социаль­ных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания. Например, пунктуальность как черта личности, имеющая высокую оценку у немцев, малозначима для испанцев и еще меньше для жителей Латинской Америки.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нель­зя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах обнаружилось, что во всех них стремились воспитывать одни и те же черты у детей каждого пола. У мальчиков. основное внимание уделялось развитию самостоя­тельности и стремления к успеху, у девочек - чувства долга, забот­ливости и покорности. Но существуют общества, в которых шаб­лоны воспитания иные, и в них мужчины и женщины ведут себя иначе (Шибутани Т. Социальная психология. - С. 424).

Все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия состоят в том, каким образом реша­ются эти задачи. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и ментальные (духовные).

Под витальными особенностями этноса понимаются способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер пи­тания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.).

На социализацию подрастающего поколения большое влияние оказывают и ментальные особенности - духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и формиру­ется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа.

14- Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни

Существенным фактором социализации является тип поселе­ния, в котором живут нынешние дети, подростки, юноши, взрос­лые люди. Наиболее типичными поселениями России являются города и деревни (села), поселки. У горожан и селян складывают­ся различные образы жизни.

Различия в социально-экономических, социально-психоло­гических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учте­ны в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на растущую личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сель­ской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ори­ентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специ­фика взаимодействий и взаимоотношений, ^ Особенности сельского образа жизни. Сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль за поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной со­седской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифферен­циация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина мо­жет становиться объектом оценки со стороны окружающих.
Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нето­роплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия за­метно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к пе­реориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом игра­ют средства массовой информации, пропагандирующие город­ской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.
^ Особенности городского образа жизни. Другими являются условия социализации подрастающего поколения в городах. Современный город - средоточие материальной и духовной культуры общества. Городское население состоит из многочислен­ных социальных слоев и профессиональных групп, имеющих самые разные ценностные ориентации и стили жизни.
Так, в городе существенно различается одобряемое и неодоб­ряемое поведение взрослых, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников. Общение между взрослыми и школьниками по мере взросления последних становится менее интенсивным и открытым. Общение со сверстниками отличается тем, что с воз­растом школьник ищет и находит партнеров вне класса, школы, двора. Поэтому его социализация в большей степени зависит от сверстников, от того, какие нормы в таких компаниях являются преобладающими. Нередко эти нормы противоречат социально принятым образцам поведения.

В целом город предоставляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации.

^ Особенности поселкового образа жизни. Иные условия социали­зации складываются в типах поселения, которые получили назва­ние «поселок». Это специфические микрорайоны в старых про­мышленных городах или поселки, возникшие на местах крупных новостроек. Нормы жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.
Открытость жизни каждого человека, каждой семьи в поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не счита­ет нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми «на равных» участвуют во всех повседневных и торжественных собы­тиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одоб­ряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.


15- Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации

Особую роль в процессах социализации играют средства мас­совой коммуникации, которые являются разновидностью массо­вого общения людей. Синонимами понятия «массовая коммуни­кация» являются понятия «массовые информационные процессы», «массовая информация» и др.

Массовая коммуникация имеет определенную социальную на­правленность, выражающую интересы больших социальных групп. Она является фактором оптимизации их жизнедеятельности. Ос­новные функции массовой коммуникации - поддержание и укреп­ление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д.

Массовые информационные потоки могут идти сверху вниз (от правящих социальных групп к остальным социальным группам общества); снизу вверх (обратная связь от различных слоев насе­ления к правящим группам); по горизонтали (информация социальных групп друг о друге). Распространяя информацию о жизне­деятельности различных социальных групп, массовая коммуника­ция играет большую роль в формировании соответствующих соци­альных представлений и стереотипов различных социальных групп общества друг о друге.

Следует отдельно выделить социально-психологические функ­ции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребно­сти как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. В основу классификации социально-психологических функций массовой коммуникации может быть положена система отношений человека к обществу, к группе, к самому себе. Исходя из этого, выделяют следующие функции: социальная ориентиров­ка (индивид - общество), аффилиация (индивид - группа), контакт с другими лицами (индивид - другой человек), самоутверждение (индивид - он сам), эмоциональная разрядка.

Функция социальной ориентировки опирается на потребность в информации для ориентировки в социуме. Информация о со­циальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает такие процессы социализации, как усвоение отдельным человеком социального опыта общества, его преобразование в собственные ценности и установки.

Функция аффилиации имеет основой потребность человека чувствовать себя членом определенных групп, чаще всего рефе­рентных, вхождение в которые повышает его защищенность и уверенность. Массовая коммуникация предоставляет неограни­ченные возможности для этих выборов, определяемых социаль­ными установками и ценностными ориентациями. При этом наи­более продуктивным является использование механизма иденти­фикации, т. е. отождествление себя с членами этих групп.

Функция контакта обусловлена потребностью личности в свя­зях с другими людьми, которые дают возможность проявить, ут­вердить себя, персонализироваться. Чаще всего эта функция про­является, когда человек не имеет возможности проявить себя в непосредственном общении, ощущает дефицит общения и собст­венную невостребованность.

Функция самоутверждения проявляется в получении челове­ком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгля­ды. В таких ситуациях совпадение выполняет роль психологиче­ской поддержки, способствует упрочению собственных устано­вок и ценностных ориентации, вызывает ощущение правоты и надежности.

Функция эмоциональной разрядки реализуется через включение в развлекательные программы, публикации и сообщения, которые выполняют роль отвлекающих и переключающих факторов, помогают изменить диапазон личности, расширяя его «разреши­тельные» эмоциональные возможности.

Ребенок рано начинает испытывать воздействие средств массо­вой коммуникации. Первое место по своему влиянию на детей за­нимают электронные средства: кино, телевидение, видео. Они значительно потеснили печатные средства.

Сегодня психологи констатируют, что у современных школь­ников происходят изменения в психике в связи с внедрением в нашу жизнь компьютеров. Появился даже термин «компьютерная психология».

16- Семья как институт социализации

Социальный статус семьи как института социализации опреде­лен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связан­ной узами супружества - родительства -родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.

Существование семьи как социальной общности и как места рождения и социализации детей основано на массовой потребности людей в семейном образе жизни. Семья на протяжении длительной истории человечества остается основной формой организации вос­производства обществ. Именно семья остается главной, историче­ски сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция уменьшения потреб­ности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации, сложившейся в ряде стран.

Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь де­тей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в пони­мании, создание психологической «ниши», поиск способов и ме­ханизмов психологической защиты.

Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно велик. Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы се­мейных отношений, от страстно-любовных до неприязненно-враждебных: любовь, дружба, синтонность, аттракция, симпатии и другие виды эмпатийных переживаний.

Считается неправомерным деление функций семьи на главные и второстепенные. Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой. Неспе­цифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).

Социологи считают, что в XX в. произошел «перехват» семей­ных функций, т.е. семья присвоила себе ряд функций других соци­альных институтов (образовательных, правовых, обслуживающих, досуговых и др.). Так, неспецифическими функциями семьи являют­ся: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; орга­низация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряже­ний, развитию каждого члена семьи. Неспецифические функции семьи могут резко изменяться на разных исторических этапах, су­жаясь, расширяясь, модифицируясь или даже исчезая.

Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Поэтому при характери­стике семьи указывают, какой модели она соответствует - тради­ционной или же современной. Традиционные семьи имеют родст­венно-семейный тип организации, а современные -ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.

Основными трансляторами социальных и культурных ценно­стей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспи­тания и социализации, были и остаются родители ребенка. Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов. Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зави­симости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.

Следовательно, в каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценност­ного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным прояв­лениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творче­ской самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство.

17- Общество сверстников как фактор социализации

Виды отношении между сверстниками. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, различные неформальные детские и под­ростковые объединения.

В каждой малой группе существует своя неповторимая «мозаика» межличностных отношений. Однако как бы ни отличались друг от друга малые группы по межличностным отношениям, они всегда несут на себе влияние стереотипов поведения, норм, особенностей общения, «языка», присущих большим социальным группам.

В детских и подростковых группах психологи выделяют функ­ционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками. Функционально-ролевые от­ношения зафиксированы в специфичных для данной общности сфе­рах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной) и разворачива­ются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Основная функция эмоционально-оценочных отношений в дет­ской и подростковой группе - осуществление коррекции поведе­ния сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано. Так, если дошко­льник следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

^ Личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверст­ников личностный смысл. При этом другие начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, дейст­вуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявля­ются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окру­жающими берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.

23- В бихевиористстком (поведенческом) подходе фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде, а также определенные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. «Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником - независимо от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», - писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Дж. Уотсон.

Он был уверен, что такой тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет запрос со стороны семьи и общества. Этот подход к исследованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки. Чего стоят лишь советы автора родителям, основанные на идеях бихевиоризма: детей нельзя обнимать, целовать, сажать к себе на колени, допускать сентиментальность в обращении с ними. Самое большее, что допускается, - это погладить ребенка по головке, если тому удалось выполнить выданное ранее задание.

Появлению бихевиоризма способствовали учение И. Павлова об условных рефлексах, законы научения Э. Торндайка, открытие В. Бехтеревым сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии. Кроме того, бихевиоризм был продиктован самими социальными условиями: жизнь требовала выхода результатов теоретических исследований в психологии за пороги университетских городков. «Психолог. Принимает круглосуточно» - на эти привлекательные дверные вывески работал прагматический механизм бихевиоризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: