Мифология Древнего Египта и Античности

Мифы — это священные сказания древних народов о происхождении мира, о богах и героях. На первой, первобытной, ступени развития сознания мифопоэтическая мысль «не знает мертвой материи и видит мир одушевленным от края до края» //Г. Франкфорт, Г. А. Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсен. В преддверии философии. М.: Наука, 1984, с. 33 — 34.

Для первобытного человека боги — это и камни, и деревья, и животные. Это свойственно всем древним культурам, например, египетской, сохранившей глубокую связь с первобытностью. Так, первоначально, в ранний библейский период, древние евреи почитали горы, Луну, растения и животных, что отразилось даже в текстах Ветхого Завета.

Для современного посетителя Эрмитажа одна из интересных экспозиций — египетский зал. Чтобы понять, о чем рассказывают скульптуры и рельефы пяти-трехтысячелетней давности, нужно иметь представление о египетской мифологии. Многие боги либо представали в облике животных, либо имели какие-нибудь животные атрибуты: Анубис, бог умерших, изображался в виде собаки или шакала, либо в облике человека с головой шакала; богиня любви Бастет — в образе кошки или женщины с кошачьей головой. Причем «чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми» //Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М.: Искусство, 1983, с. 191.

Быки, помогавшие первым хлебопашцам во время посева, были священными животными Осириса. Как владыка царства мертвых, этот бог часто изображался сокологоловым. Бог умирающей и воскресающей природы, он отождествлялся с зерном, гибнущим и возрождающимся к новой жизни, а также с луной, «умирающей», чтобы циклически возрождаться.

Египет и Древняя Греция — как две ступени культурного развития: там, где кончился путь древнеегипетского искусства, начался путь античного.

Античная тематика, начиная с эпохи Ренессанса и на протяжении последующих веков, была в центре внимания европейского искусства и формировала художественную культуру. Древнегреческая культура возникла в конце II — начале I тысячелетия до н. э., впитав многие достижения из древних культур. Но греки, как писал Дж. Фрэзер, с их «привычкой персонифицировать силы природы, расцвечивать холодные абстракции теплыми цветами воображения и покрывать голую прозу жизни роскошным покрывалом мифической фантазии» создали к классическому периоду (с V в. до н. э.) иное представление о богах //Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политизд., 1983 г., с.362//. В эпоху расцвета греческой демократии появилась почва для возникновения образа человека, совершенного и физически, и духовно, а представления о богах стало ассоциироваться с представлениями о гармоническом, идеально прекрасном человеке. Древние греки говорили: «Наши боги прекрасны, как наипрекраснейшие из людей». Тогда родился тот идеал, который оказал в эпоху Ренессанса и далее, большое влияние на развитие западноевропейского искусства.

Между тем, греческая мифология сохранила и представления об имевшемся ранее культе животных, как напр., в Египте. У древних греков каждый бог имел посвященное ему животное, которое было спутником бога (напр., орел часто изображался сидящим у ног Зевса, сова была птицей Афины, волк был спутником Аполлона и пр.). У богов Олимпа символическая связь с животными сохранялась только в атрибутах или неожиданных литературных эпитетах: «совоокая Афина», «волоокая Гера», «Аполлон волчий». В других мифах существовали и низшие божества, имевшие животный или полуживотный облик: козлоногий Пан, сатиры с козлиными ногами, сирены (полуженщины-полурыбы, очаровывавшие неземным пением мореплавателей), кентавры (люди с туловищами коней), грифоны с львиными туловищами, головами и крыльями птиц, тритоны с рыбьими хвостами и др.

Воспоминания о древнем почитании животных сохранились и в так наз. «метаморфозах» (от греч. — «превращения»), где боги и даже смертные люди принимали образы различных животных и растений. Главный бог Олимпа Зевс, обратившись в белого быка, похитил прекрасную девушку Европу, в образе орла унес Ганимеда. Дафна становится лавром, сестры Фаэтона проливают слезы-янтарь; на подобных превращениях основаны и мифы о Кипарисе, Нарциссе, Гиацинте. Знаменитый римский поэт Овидий (I в. до н. э. — I в. н. э.) описал эти и многие другие превращения в поэме «Метаморфозы».

Античная эпоха имела блестящую культуру — философию, литературу, театр, архитектуру, скульптуру и др. Благодаря художественной обработке античных поэтов и драматургов: Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида и других, мы знаем хорошо античную мифологию. В их интерпретации мифов важнейшими становятся морально-философские проблемы. Так, имеет ли человек право поднять руку на породившую его женщину, даже если она убила его отца; допустима ли война между родными братьями; какие законы выше: унаследованные от предков моральные установления или приказы правителей? Имел ли право Агамемнон жертвовать жизнью дочери Ифигении ради достижения великой цели — победы над Троей? Размышление над такими вопросами бытия воспитывало.

В отличие от Греции, римская мифология поначалу была развита слабее, не развита была и скульптура. Но существовали самобытные мифы римлян, которые известны нам из произведений великих римских поэтов: Вергилия, Овидия, Горация и др. Со времени покорения Греции, Рим впал в обаяние греческой культуры. Распространился и греческий язык, знание которого стало признаком образованности. В Рим перешла и богатая греческая мифология, оказавшая сильнейшее влияние на развитие римской мифологии. Многие местные римские боги приняли образы древнегреческих богов: римского Юпитера стали представлять в виде Зевса, Минерву – Афиной, Венеру – Афродитой, Ареса – Марсом, Юнону — в виде Геры и т. д. Открывая для себя греческую культуру и чувствуя огромную силу ее воздействия, римляне начали изучать греческое искусство и подражать ему. Они стали не только вывозить творения греческих мастеров, но также и создавать копии с греческих оригиналов в таком количестве, что, по рассказам древних, был момент, когда население Рима было меньше, чем число находившихся там скульптур. Оригиналы многих произведений греческих мастеров со временем были утрачены, но сегодня мы знаем их по римским копиям.

С крушением Западной Римской империи (Византия как государство устояло) наступил закат античной культуры. Это произошло потому, что в связи с распространением с 1-го в. н. э. христианства, а затем и принятия его гос. религией при Константине Великом (315 г. н.э.), сменилась парадигма общественного сознания. Прежние культурные ценности стали восприниматься массами как чуждые и неприемлимые, и поэтому изображения античных богов и посвященные им храмы уничтожались.

Последние Олимпийские игры прошли в 392 г. н.э. (ведь они посвящались олимпийским богам); в 529 г. н.э. византийский император выслал философов (представителей античной мысли) из страны в Персию. Единственно верным познанием мира признавалось лишь учение христианской церкви. Искусство было подчинено ей, как и философия, которая стала «служанкой» христианского богословия. Развивалось иконопись и декоративно-орнаментальное искусство. Развитие иконописи в Византии не избежало влияния богословских споров и более 100 лет (в 8-9 веках) шла война «иконопочитателей» и «иконоборцев». Иконы то уничтожались (говорили: «изображениям поклоняться нельзя»), то восстанавливались. А очередной базилевс (император) часто менял мнение на противоположное. Возможно, что при этом чудом сохранилась византийская икона 4 в.н.э., в 12 в. привезенная на Русь и называемая иконой «Владимирской Божьей Матери».

Но античное искусство и мифология пережили «темные века» средневекового забвения. Уже с конца XIII века в Италии начинает формироваться мировоззрение, характерное для новой эпохи — Ренессанса (Возрождения). С этого времени искусство постепенно начинает утрачивать свою неразрывную связь с церковью. Даже картины на религиозно-библейские темы стали носить более светский и свободный характер. Эпоха Ренессанса (14-16 века) наиболее ярко раскрылась в Италии. Это была эпоха возрождения античности с ее любовью к человеку, его красоте, мудрости и совершенству. В 1506 г. в Риме была найдена скульптурная группа «Лаокоон» (в наст. время находиться в Ватикане). Существуют многочисленные повторения этой работы, созданные итальянскими мастерами. В Эрмитаже мы видим не только произведения античных мастеров, но и картины на античные темы, созданные в эпоху Возрождения: «Даная» Тициана, «Рождение Афины» и «Спор Афины с Посейдоном» А. Ломбардо и др.

К героическим образам и темам из античной истории обращались и художники эпохи классицизма. Слово «классицизм» образовано от лат. classicus — «образцовый». Родина классицизма — Франция XVII в. Среди произведений, экспонируемых в Эрмитаже, немало таких, темы которых заимствованы из древней истории (см. напр., картину П. Миньяра «Великодушие Александра Македонского»). Прежде в гимназиях всеобщую (мировую) историю в значительной степени изучали по искусству и произведениям греческих и латинских авторов. Тогда посетителям было понятно, к каким эпизодам истории обращается мастер, изображая персидских царей Кира и Дария, героев римских легенд и др.

БОГИ И ГЕРОИ АНТИЧНОСТИ

Зевс (Юпитер) - главный бог на Олимпе. Боги древних греков жили на снежной, со многими ущельями горе Олимп. Его братья: Посейдон (Нептун) - бог моря, Гадес (Аид) - бог подземного царства мертвых. Его три сестры – Гера (жена Зевса), Гестия и Деметра.

Aполлон (Феб) - сын Зевса, бог света, покровитель искусств и девяти муз. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.

Apес (Марс) - сын Зевса и Геры, бог войны, жестокий и беспощадный, любовник Афродиты.

Афродита (Венера) - богиня любви и красоты, родилась из морской пены на Кипре. Покровительствовала любящим. Помогла троянцу Парису украсть Елену, жену царя Менелая.

Дети Ареса и Афродиты - Эрот, Антерот, Деймос, Фобос, Гармония.

Эрот (Амур, Купидон) - крылатый бог любви, сын Афродиты и Ареса. Его стрелы, пронзая сердца богов и людей, пробуждали любовь.

Афина (Минерва) - богиня мудрости, богиня-воительница, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся из его головы.

Геба (Ювента) - дочь Зевса и Геры, богиня вечной юности. На пирах богов выполняла обязанности виночерпия (пили амброзию). Впоследствии - жена Геракла, когда он прибыл на Олимп.

Гера - супруга и сестра Зевса. Покровительница брака и семейного очага. Властная, жестокая. Ревнивая, потому что Зевс ей постоянно изменял.

Гермес (Меркурий) - сын Зевса, вестник богов, покровитель торговли, мореплавания, проводник душ умерших в царство Аида. Его конь Пегас с крыльями. Отмечен хитростью. Еще младенцем украл стадо священных коров Аполлона и спрятал в пещере.

Гестия (Веста) богиня священного огня и домашнего очага у греков и римлян.

Деметра - богиня плодородия, покровительница земледелия, сестра Зевса. Ее дочь Персефона.

Артемида (Диана) - дочь Зевса и Латоны, богиня охоты, луны, владычица зверей. Сестра Аполлона.

Дионис (Вакх, Бахус) - сын Зевса и Семелы. Бог виноградарства и виноделия, подарил людям виноградную лозу. Его спутники – разгульные вакханки и козлоногие сатиры. Древние греки посвящали ему праздники - дионисии.

Ника (Виктория) - богиня победы. Изображалась крылатой, с лавровым венком на голове, которым награждали победителей.

Три грации - дочери Зевса и нимфы Эвриномы. Божества женской прелести и вечной юности, воплощение гармонии и радости жизни - Евфросина, Талия, Аглая (греч. - Радость, Грация, Блеск).

Девять муз - дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Музам покровительствовал Аполлон. Обитали на горе Парнас, под которой бил Кастальский ключ – источник вдохновения. Каллиопа - муза эпической поэзии, Клио - истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнов и красноречия, Талия - комедии. Терпсихора - танца, Эвтерпа - лирической поэзии, Эрато - любовной поэзии, Урания – астрономии и гаданья по звездам.

Геракл (Геркулес) - сын Зевса и обычной женщины Алкмены. Зевс явился к ней в опочивальню в образе ее мужа. Геракл был наделен необычной силой. Совершил 12 подвигов (убил немейского льва, побывал в царстве Аида, похитил яблоки Гесперид, вычистил Авгиевы конюшни и др.). Постоянно преследовался богиней Герой при земной жизни. Взят Зевсом на Олимп.

Прометей – герой, похитил из кузницы бога Гефеста огонь, спрятав его в полом стебле тростника. Дал огонь людям. За это Зевс велел приковать к скале и каждый день посылал орла выклевывать у него печень, выраставшую за ночь. Впоследствии он был освобожден от наказания.

Пигмалион - царь Кипра и скульптор. Влюбился в созданную им статую Галатею и молил Афродиту послать ему такую же возлюбленную. Афродита взяла и оживила статую.

Орфей – легендарный певец у древних греков. Его невеста Эвридика умерла в день свадьбы от укуса змеи. За ней он спускался в царство Аида, где она пребывала в виде тени, но в итоге, ее вернуть не удалось. Был растерзан вакханками за то, что после гибели Эвридики не обращал на них внимания.

Адонис - бог плодородия, возлюбленный Афродиты. Был растерзан на охоте диким вепрем. Афродита окропила пролитую кровь нектаром и превратила в цветок Анемона.

Амазонки – легендарные женщины-воительницы. Жили в Приазовье и Малой Азии. Дочери бога войны Ареса (Марса). Вступали в близкие отношения с мужчинами для продолжения рода. Родившихся мальчиков отсылали отцам, а девочек оставляли себе.

Кипарис - прекрасный юноша, любимец Аполлона. Случайно убил любимого оленя и горько оплакивал его. Аполлон превратил его в кипарис - дерево печали.

Нарцисс - сын речного бога Кефиса и наяды Лириопы. Отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой. Он влюбился в собственное отражение и умер от любви к себе.

Нимфы - низшие божества, олицетворявшие силы и явления природы. В морях жили нереиды, в реках - наяды, в горах - ореады и т д.

Мифы Крита.

Делал и Икар - отец и сын. Дедал - зодчий, скульптор, механик. За убийство своего талантливого племянника бежал из Афин на Крит. Построил там дворец Миноса - Лабиринт. Сделав крылья, Делал и Икар улетели с острова Крит от царя Миноса. Икар поднялся слишком высоко, воск растаял и он упал в море. Дедал же долетел до Сицилии. Явившийся за ним на Сицилию Минос был хитростью сварен дочерями сицилийского царя, которые приготовили ему такую купальню.

Минотавр – человек-чудовище с головой быка. Был рожден женой Миноса от связи со священным быком Посейдона. Был заключен царем Крита Миносом в Лабиринт, куда ему ежегодно для кормления поставляли из Афин 7 юношей и 7 девушек.

Тезей – афинский царевич, нашел Минотавра в Лабиринте и победил. Дочь царя Миноса, Ариадна помогла Тезею, снабдив его путеводным клубком ниток. Тезей под влиянием бога Вакха бросил её. По дороге домой он забыл сменить черные паруса на белые, как обещал отцу, царю Эгею. Он подумав, что Тезей погиб, с горя бросился со скалы в море, которое стали называть его именем (Эгейское).

Троянская война.

Герои «Илиады» Гомера: ахейцы – царь Менелай, его брат Агамемнон, герои - Ахилл, Патрокл, Одиссеей и др. Троянцы – царевич Парис, его брат Гектор, царь Приам, жрец Лаокоон и др. Война шла 10 лет из-за жены Менелая - Прекрасной Елены, которую украл Парис.

Одиссей - герой Троянской войны, царь острова Итака. Возвращаясь на Итаку, был наказан Посейдоном и странствовал 10 лет. Его спасла богиня Афина. Жена Одиссея, Пенелопа преданно ждала мужа. Телемах - сын Одиссея.

Ахилл - герой Троянской воины. Его мать, Фетида, желая ему бессмертия, искупала его в священной реке, держа за пятку, которая осталась единственно уязвимым местом Ахилла. Погиб от стрелы Париса, попавшей в пятку.

Мифы Рима.

Весталки - жрицы храма Весты (Гестия у греков) в древнем Риме. В них избирали девочек 6-10 лет из богатых семей. Поддерживали священный огонь в храме, который не должен был погаснуть. Пользовались большим авторитетом. Давали обет безбрачия. При нарушении девственности весталок живьем закапывали в землю. В 30 лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж.

Сильвия - весталка, жрица. Родила от бога войны Марса близнецов Ромула и Рема. Потому дети были брошены на берегу реки Тибр. Ромул и Рем были вскормлены капитолийской волчицей и воспитаны пастухами. Основали Рим.

Сабинянки - женщины, сыгравшие большую роль в возникновении римского народа. Во время основания Рима у Ромула, Рема и их товарищей не было женщин. Они пригласили на праздничный пир соседей - сабинян, которые пришли без оружия. В разгар веселья, римские юноши похитили пришедших к ним девушек. Сабиняне ушли восвояси и поклялись отомстить. Но в начале боя на поле бросились сабинянки, ставшие женами римлян, и примирили всех.

Эней - троянский герой, сын Венеры и Анхиса. Легендарный основатель Рима и родоначальник римлян. Ему посвящена поэма «Энеида» Вергилия.

Муций Сцевола – легендарный герой ранней римской истории. Явился в лагерь противников – этрусков, и по ошибке вместо царя Порсены убил одного из воинов. В ответ на ожидаемые пытки положил правую руку в огонь, показав, свое мужество. Прозван «Сцевола» (Левша).

Некоторые исторические лица античности

Август - титул Октавиана, ставшего первым императором Римского государства. Победой в Египте над полководцем Марком Антонием и Клеопатрой, завершил гражданскую войну, начавшуюся после смерти Цезаря.

Клеопатра - последняя царица Египта из греко-македонской династии Птолемеев. Была красива, умна и образована, владела многими языками. Была любовницей Цезаря, затем - Марка Антония. После поражения египетского войска в битве с армией Августа Октавиана покончила с собой, не желая стать пленницей и подчиниться Риму.

Меценат - друг Августа, покровитель литературного кружка, помогал материально поэтам. Имя его стало нарицательным, как покровителя искусств.

Вергилий - римский поэт, написавший «Энеиду» о странствованиях троянца Энея и восхвалявший императора Августа Октавиана, якобы его потомка.

Александр Македонский - царь Македонии, поставивший задачу распространения греческой культуры на Востоке. Его учителем в юности был философ Аристотель. Победил персов, которым его отец Филипп платил дань в размере 100.000 золотых яиц в год. Освободил от власти персов греков в Малой Азии, Египет, дошел до Средней Азии и Индии.

Гомер – певец-рапсод 9 в. до н. э., сочинивший «Илиаду» на основе народных преданий о Троянской войне, и «Одиссею» - о странствованиях Одиссея после Троянской войны и его прибытию на о. Итака, где был царем. Были записаны спустя 300 лет, когда у греков развилась письменность.

Гесиод - певец-рапсод 8 в. до н. э. В поэме «Теогония» упорядочил генеалогию греческих богов. Воспел жизнь свободного землепашца в поэме «Труды и дни».

Сафо - греческая поэтесса (6 в. до н.э.), жившая на острове Лесбос. Родоначальница любовной лирики. Полюбила юношу Феона, но, не встретив взаимности, бросилась со скалы в море.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: