Философско-педагогический реализм. Традиционные модели воспитания

Реализм в воспитании человека исходит из положений о передаче воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, истины и ценностей культуры через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей их присвоения. Воспитание должно строиться как помощь воспитаннику в осознании того, что естественным образом побуждает его поведение и деятельность. Приоритет отдается методам воспитательного воздействия на сознание воспитанника и практическую деятельность, недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности, принижается роль знаний о самом человеке в процессе его воспитания, не признается его право на иррациональность в поступках, в жизнедеятельности.

В рамках традиционной парадигмы разрабатываются главным образом концепции «жесткого» педагогического управления. Первоочередное внимание уделяется проблемам воздействия педагога на воспитанника, т.е. исследуется главным образом лишь одна сторона педагогического взаимодействия. Деятельность педагога рассматривается как определяющая, ведущая, а деятельность воспитанника — как ответная реакция на действия педагога. Философским основанием таких концепций выступают чаще всего идеи бихевиоризма или прагматизма. Основной является идея управления поведением воспитанников с помощью алгоритмизированных действий педагога. Примером традиционной концепции воспитания может служить системно-ролевая теория формирования личности ребенка Н. М. Таланчука, который исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества, выполняет определенные социальные роли (супружескую, родительскую, профессионально-трудовую, коммуникативную, патриотическую, нравственную, целеутверждающую, роль субъекта творчества). Осваивая систему социальных ролей, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью в различных ее аспектах — семьянином, профессионалом, гражданином. Воспитание рассматривается как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, а цель воспитания − формирование личности, готовой и способной выполнять систему таких ролей. Каждой социальной роли соответствует определенная задача воспитания и самовоспитания: родительской — формирование педагогической культуры, профессионально-трудовой — формирование профессиональных знаний, умений, навыков и трудолюбия, целеутверждающей — формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их. Для решения этих задач используются преимущественно традиционные «формирующие» методы.

В то же время, как и любая социологически ориентированная теория, данная теория не предусматривает (или же сознательно игнорирует) субъективное отношение человека и к социальному (педагогическому) воздействию, и пониманию, признанию, приятию содержания той или иной социальной роли. В книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм отмечал (применительно к философским и идеологическим теориям), что «любая мысль – истинная или ложная – мотивируется субъективными потребностями и интересами человека, у которого она возникла». То же самое можно отнести и к освоению человеком определенных социальных ролей в процессе воспитания. Человек осваивает не социальную роль (ее содержание) как таковую, а в той ее части, в том аспекте, которая соответствует его актуальным запросам и потребностям на данном этапе его развития. Поэтому результаты одинаково для всех воспитания оказываются зачастую различными и даже противоположными.

Л. И.Маленкова видит суть воспитания в «формировании отношений к окружающему миру» (Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. — М., 2002). В развитии ребенка, утверждает она, идут, нарастая количественно и качественно, два параллельных процесса: «накопление знаний о мире» и «формирование отношения к приобретаемым ребенком знаниям». Чтобы создать систему знаний о мире, важным составным элементом содержания воспитания должно стать просвещение: экономическое, политическое, нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое, половое и др. Знание помогает выстроить систему отношений к предметам, явлениям, событиям окружающего мира, если оно сопровождается эмоциями и ребенок получает опыт сопереживания. Для того чтобы личность состоялась, нужно, чтобы ее жизнь была пронизана многообразными видами деятельности, поскольку отношение к миру закрепляется и формируется в процессе дея­тельности. Воспитание — это творческий процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий освоения социально-культурных ценностей общества, в основе этого процесса пять точек опоры: природа, культура, дело, окружающие люди, я сам как наивысшая ценность.

Это очень спорное положение – о себе как о высшей ценности. Человек,для того чтобы быть человеком, должен стремиться к выходу за пределы человеческого,в том числе и в сфере ценностей (Без Ьога нет человека,– говорил Н.Бердяев)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: