Методы опроса. Определение и особенности метода. Виды. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов

Опросы – получение информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос позволяет моделировать некоторые экспериментальные ситуации, выявить особенности субъективных состояний испытуемых или группы лиц, получить информацию о прошлом или настоящем и т.д.

Метод опроса использ-ся в 2-х основных формах: с применением анкеты и интервью. Интервью — разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. Анкетирование — разновидность опроса, в котором ставятся и

достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.

Ряд методов опроса:

1)Метод ранговых оценок – он заключается в том, что измеряемые явления, свойства, качества – любая изучаемая информация – располагается респондентом (опрашиваемым) в порядке возрастания или убывания величины признака. Каждому признаку приписывается число, обозначающее место в ряду, по "рангу".

2)Метод выбора или голосования. Используется в том случае, когда респонденту предлагают из названного списка объектов, показателей, признаков и т.д. выбрать те, которым он отдает предпочтение. Можно назвать несколько вариантов метода выбора: 1. Неограниченный выбор: число выборов определяет сам респондент. 2. Ограниченный выбор: предлагается выбрать не больше названного числа объектов из всех предлагаемых, например, не более 3-4. 3. Метод единственного выбора: предлагается выбрать только один объект из всех предложенных.

Он примен-ся для получения массовых суждений. Исследователь проводит в бол-й группе индви-ые беседы по заранее составленному вопроснику и записывает ответы.

При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера.

При подготовке и проведении опроса, следует учитывать данные, полученные другими исследователями. Совокупность имеющихся данных и предположения о возможных изменениях в связи с особенностями социальной ситуации, нового периода

развития, локальными особенностями позволяет подготовить вопросы к интервью и вопросники (анкеты) к анкетированию, адекватные поставленным исследовательским задачам.

Вопросы и вопросники (анкеты) могут быть:

1)открытого типа, в которых ответ формулируется самим опрашиваемым. Открытые вопросы являются обычно прямыми и выявляют непосредственно осознаваемые особенности испытуемых или их суждения по поводу исследуемых процессов.

2) полузакрытого типа, при работе с которыми ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента.

3)закрытого типа, когда опрашиваемым необходимо выбрать один из предлагаемых готовых ответов.

Метод изучения продуктов детской деятельности. Определение и особенности метода. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.

Изучение продуктов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.

Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.

Это могут быть сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, поделки, модели. Например, просмотр нарисованных испытуемым картин может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, выработанности навыков, уровня развития творческих возможностей.

Сочетание метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, экспериментом дает возможность изучать особенности и последовательность выполнения действий в процессе деятельности. Это позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях выполнения деятельности. Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки

динамики и результатов развития.

Метод Эксперимент. Определение и особенности метода. Виды. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.

Эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или

педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.

Выделение эксперимента как исследовательского метода было связано с разработанными еще в XIX в. способами и средствами выполнения психологических измерений в процессе исследования закономерностей ощущений и восприятия, скорости реакций, условий протекания психических процессов и т. д.

Виды:

1) Лабораторный - проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудование и регистрационные приборы. Его можно повторять многократно и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. Психические процессы изучаются вне контекста некой целостной деятельности. Содержание отражает, некоторую часть реальной ситуации и может быть ее моделью.

2)Естественный - был разработан, применен и предложен А. Ф. Лазурским в 1910 г. Он проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть:

1) констатирующими - эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

2) формирующими – онориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Его применение связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе, также он способствует решению учебно-воспитательных задач и оказанию помощи учащимся. Создателем целостного умения о формирующем психолого-педагогическом эксперименте является В. В. Давыдов. Использование этого вида экспе-римента и анализ накопленного опыта позволили В. В.Давыдову утверждать, что эксперимент предполагает наличие следующих

этапов:

1)философско-социологическое определение проектируемых качеств сознания и личности учащихся;

2)педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием этих качеств;

3)логико-психологическое определение строения совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к формированию этих качеств;

4)методические поиски средств реализации этой деятельности;

5)психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;

6)физиолого-медицинская проверка допустимости использования указанных средств с точки зрения их влияния на здоровье учащихся.

Метод анкетирование. Определение и особенности метода. Виды анкет. Место анкетирования в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.

Предварительная работа:

1)придумать все вопросы и спроектировать варианты ответов

2)знать логику вопросов

3)фиксируется желание уйти от ответа, эмоц-ые реакции, жесты, мимика, паузы – это лежит в основе протокола.

Структура анкеты:

1)приамбула – обращение, информирование о теме людей, инструкция к выполнению (подчеркивание, выделение);

2)паспортичка –

3)вопросы – открытые (написать свое собств-ое мнение) и закрытые (нужно подчеркнуть ответ, кот.соотв.мнению(ранжирование), полузакрытые (указать свое мнение) и полуоткрытые.

Требования (формулировки) вопросов:

1)четкость

2)однозначность

3)понятность вопроса

4)тактичность

5)вопросы не должны внушать ответ

6)вопросы не должны содержать ответы как да или нет.

Анкетирование относится к группе вопросов (констатирующий этап исслед-ия).

Анкетирование дает возможность предложить вопросники сразу большому числу людей, однако нет оснований утверждать, что все они могут дать искренние и полные ответы. Тем не менее полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются

методами математической статистики и могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выявления имеющей место тенденции в группе и формулирования определенных выводов.

Метод: изучение научной литературы. Сущность, особенности метода, его место в психолого-педагогическом исследовании. НОТ в работе с научной литературой. Требования к оформлению списка литературы.

Изучение научной литературы является обязательным и важным этапом исследовательской работы. Представление о правильной организации работы с литературой предостерегает от пустой траты времени на непродуктивную или двойную работу, что характерно для начинающего исследователя.

Процесс работы с научной литературой имеет несколько составляющих: поиск литературы; ее изучение; обобщение полученных материалов; ссылки; цитирование; оформление списка литературы.

Поиск литературы: 1)монографии - содержится глубокий анализ различных точек зрения исследователей на изучаемую проблему, а также взгляды автора монографии на данную проблему и излагаются положения (концепции, материалы), полученные в исследовательской работе, используется научный стиль;

2) Авторефераты кандидатских и докторских диссертаций;

3) Диссертационные работы;

4) Тезисы или научные доклады, материалы научных и научно-практических конференций;

5) Профильные научные и научно-методические журналы;

6) Вестники государственных педагогических и гуманитарных университетов, Известия академических научных институтов;

7) Методические пособия для дошкольных образовательных учреждений;

8) Учебники и учебные пособия в качестве научных источников не используются, т.к. содержат в основном теоретический материал учебной дисциплины. В них рассматривается какое-либо педагогическое явление, чаще всего делаются ссылки на устоявшиеся научные представления, приводятся имена только известных ученых, внесших вклад в ту или иную педагогическую проблему. В учебных пособиях не рассматриваются исследования «текущего» научного процесса;

При оформлении списка литературы необходимо ориентироваться на библиографический стандарт. Этот ГОСТ утвержден в качестве межгосударственного стандарта для стран - членов СНГ и в качестве национального для РФ. Дата его введения в действии - 1 июля 2004 г.

Все публикации располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов. При совпадении первых букв фамилий происходит ориентировка на вторую букву, а при их совпадении – на третью и т.д. При полном совпадении фамилий расположение происходит, исходя из алфавитного порядка инициалов - Ананьев, Б.Г, Андреев, Р.С.

Публикации одного автора располагаются в хронологическом порядке - Выготский, Л.С.... 1934. Выготский, Л.С.... 1960.

Книга коллективного автора, написанная под редакцией, располагается в том месте списка, который соответствует первой букве заглавия - Воспитание ребенка в игре / под ред....


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: