Опросы – получение информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос позволяет моделировать некоторые экспериментальные ситуации, выявить особенности субъективных состояний испытуемых или группы лиц, получить информацию о прошлом или настоящем и т.д.
Метод опроса использ-ся в 2-х основных формах: с применением анкеты и интервью. Интервью — разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. Анкетирование — разновидность опроса, в котором ставятся и
достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.
Ряд методов опроса:
1)Метод ранговых оценок – он заключается в том, что измеряемые явления, свойства, качества – любая изучаемая информация – располагается респондентом (опрашиваемым) в порядке возрастания или убывания величины признака. Каждому признаку приписывается число, обозначающее место в ряду, по "рангу".
|
|
2)Метод выбора или голосования. Используется в том случае, когда респонденту предлагают из названного списка объектов, показателей, признаков и т.д. выбрать те, которым он отдает предпочтение. Можно назвать несколько вариантов метода выбора: 1. Неограниченный выбор: число выборов определяет сам респондент. 2. Ограниченный выбор: предлагается выбрать не больше названного числа объектов из всех предлагаемых, например, не более 3-4. 3. Метод единственного выбора: предлагается выбрать только один объект из всех предложенных.
Он примен-ся для получения массовых суждений. Исследователь проводит в бол-й группе индви-ые беседы по заранее составленному вопроснику и записывает ответы.
При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера.
При подготовке и проведении опроса, следует учитывать данные, полученные другими исследователями. Совокупность имеющихся данных и предположения о возможных изменениях в связи с особенностями социальной ситуации, нового периода
развития, локальными особенностями позволяет подготовить вопросы к интервью и вопросники (анкеты) к анкетированию, адекватные поставленным исследовательским задачам.
Вопросы и вопросники (анкеты) могут быть:
1)открытого типа, в которых ответ формулируется самим опрашиваемым. Открытые вопросы являются обычно прямыми и выявляют непосредственно осознаваемые особенности испытуемых или их суждения по поводу исследуемых процессов.
2) полузакрытого типа, при работе с которыми ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента.
|
|
3)закрытого типа, когда опрашиваемым необходимо выбрать один из предлагаемых готовых ответов.
Метод изучения продуктов детской деятельности. Определение и особенности метода. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.
Изучение продуктов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.
Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.
Это могут быть сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, поделки, модели. Например, просмотр нарисованных испытуемым картин может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, выработанности навыков, уровня развития творческих возможностей.
Сочетание метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, экспериментом дает возможность изучать особенности и последовательность выполнения действий в процессе деятельности. Это позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях выполнения деятельности. Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки
динамики и результатов развития.
Метод Эксперимент. Определение и особенности метода. Виды. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.
Эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или
педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.
Выделение эксперимента как исследовательского метода было связано с разработанными еще в XIX в. способами и средствами выполнения психологических измерений в процессе исследования закономерностей ощущений и восприятия, скорости реакций, условий протекания психических процессов и т. д.
Виды:
1) Лабораторный - проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудование и регистрационные приборы. Его можно повторять многократно и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. Психические процессы изучаются вне контекста некой целостной деятельности. Содержание отражает, некоторую часть реальной ситуации и может быть ее моделью.
2)Естественный - был разработан, применен и предложен А. Ф. Лазурским в 1910 г. Он проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать.
В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть:
1) констатирующими - эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.
|
|
2) формирующими – онориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Его применение связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе, также он способствует решению учебно-воспитательных задач и оказанию помощи учащимся. Создателем целостного умения о формирующем психолого-педагогическом эксперименте является В. В. Давыдов. Использование этого вида экспе-римента и анализ накопленного опыта позволили В. В.Давыдову утверждать, что эксперимент предполагает наличие следующих
этапов:
1)философско-социологическое определение проектируемых качеств сознания и личности учащихся;
2)педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием этих качеств;
3)логико-психологическое определение строения совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к формированию этих качеств;
4)методические поиски средств реализации этой деятельности;
5)психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;
6)физиолого-медицинская проверка допустимости использования указанных средств с точки зрения их влияния на здоровье учащихся.
Метод анкетирование. Определение и особенности метода. Виды анкет. Место анкетирования в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.
Предварительная работа:
1)придумать все вопросы и спроектировать варианты ответов
2)знать логику вопросов
3)фиксируется желание уйти от ответа, эмоц-ые реакции, жесты, мимика, паузы – это лежит в основе протокола.
Структура анкеты:
1)приамбула – обращение, информирование о теме людей, инструкция к выполнению (подчеркивание, выделение);
|
|
2)паспортичка –
3)вопросы – открытые (написать свое собств-ое мнение) и закрытые (нужно подчеркнуть ответ, кот.соотв.мнению(ранжирование), полузакрытые (указать свое мнение) и полуоткрытые.
Требования (формулировки) вопросов:
1)четкость
2)однозначность
3)понятность вопроса
4)тактичность
5)вопросы не должны внушать ответ
6)вопросы не должны содержать ответы как да или нет.
Анкетирование относится к группе вопросов (констатирующий этап исслед-ия).
Анкетирование дает возможность предложить вопросники сразу большому числу людей, однако нет оснований утверждать, что все они могут дать искренние и полные ответы. Тем не менее полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются
методами математической статистики и могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выявления имеющей место тенденции в группе и формулирования определенных выводов.
Метод: изучение научной литературы. Сущность, особенности метода, его место в психолого-педагогическом исследовании. НОТ в работе с научной литературой. Требования к оформлению списка литературы.
Изучение научной литературы является обязательным и важным этапом исследовательской работы. Представление о правильной организации работы с литературой предостерегает от пустой траты времени на непродуктивную или двойную работу, что характерно для начинающего исследователя.
Процесс работы с научной литературой имеет несколько составляющих: поиск литературы; ее изучение; обобщение полученных материалов; ссылки; цитирование; оформление списка литературы.
Поиск литературы: 1)монографии - содержится глубокий анализ различных точек зрения исследователей на изучаемую проблему, а также взгляды автора монографии на данную проблему и излагаются положения (концепции, материалы), полученные в исследовательской работе, используется научный стиль;
2) Авторефераты кандидатских и докторских диссертаций;
3) Диссертационные работы;
4) Тезисы или научные доклады, материалы научных и научно-практических конференций;
5) Профильные научные и научно-методические журналы;
6) Вестники государственных педагогических и гуманитарных университетов, Известия академических научных институтов;
7) Методические пособия для дошкольных образовательных учреждений;
8) Учебники и учебные пособия в качестве научных источников не используются, т.к. содержат в основном теоретический материал учебной дисциплины. В них рассматривается какое-либо педагогическое явление, чаще всего делаются ссылки на устоявшиеся научные представления, приводятся имена только известных ученых, внесших вклад в ту или иную педагогическую проблему. В учебных пособиях не рассматриваются исследования «текущего» научного процесса;
При оформлении списка литературы необходимо ориентироваться на библиографический стандарт. Этот ГОСТ утвержден в качестве межгосударственного стандарта для стран - членов СНГ и в качестве национального для РФ. Дата его введения в действии - 1 июля 2004 г.
Все публикации располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов. При совпадении первых букв фамилий происходит ориентировка на вторую букву, а при их совпадении – на третью и т.д. При полном совпадении фамилий расположение происходит, исходя из алфавитного порядка инициалов - Ананьев, Б.Г, Андреев, Р.С.
Публикации одного автора располагаются в хронологическом порядке - Выготский, Л.С.... 1934. Выготский, Л.С.... 1960.
Книга коллективного автора, написанная под редакцией, располагается в том месте списка, который соответствует первой букве заглавия - Воспитание ребенка в игре / под ред....