ой этап

«Ну и каша»

Учите малыша во время кормления придерживать грудь или бутылочку с едой руками. Возьмите ладошки малыша и обхватите ими грудь или бутылочку, приговаривая:

«Ну и каша! Так в рот и просится!

Нос и щёки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкою,

Остальное ушки докушали!».

«Кашкой угощаем»

Когда наступает время приучать малыша к еде из ложки, делайте это не спеша. Вначале покажите ему ложку, дайте потрогать. Поднесите ложку к своему рту, приговаривая: «Ам-ам, Ам-ам». Возьмите в ложку немного еды и поднесите ко рту. Кормите малыша, ласково напевая:

«Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую!».

«Пляшут куры, петушки»

Играйте в эту игру при переодевании, смене пелёнок. Возьмите ручки малыша. Легко отведите их назад, скользя по покрытию пеленального стола, похлопывайте кулачками по пеленальнику, приговаривая:

«Пляшут куры, петушки

И цыпляточки-пушки.

Закружились все подряд,

Стали крыльями махать,

Брысь, кот, уходи,

К нам во двор не заходи!».

«Зайка, зайка, попляши!»

Когда вы переодеваете малыша и он лежит на спинке, возьмите ножки ребёнка в свои руки, придерживая голеностопный сустав, и двигайте их вперёд-назад, вперёд-назад:

«Зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать, малых деток забавлять!».

«Здесь водичка холодненька…»

Купая малыша, намыливая ручки, ножки, животик, моя головку ребёнка, приговаривайте:

«Здесь водичка холодненька, здесь – тепленька,

Здесь – горяченька, а здесь – кипяток, кипяток!».

«Куп-куп!»

Когда вы несёте малыша в ванночку, приговаривайте текст, потрогайте ручкой ребёнка водичку, похлопайте его ладошкой по поверхности воды:

«Кто тут будет куп-куп, по водичке – хлюп-хлюп?

В ванну быстро – прыг-прыг, в ванне ножкой – дрыг-дрыг!».

Намыливая малыша, напевайте:

«Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется».

«После купания»

Вытирая малыша, перебирайте его пальчики на ручках и ножках, поглаживайте их, массируйте:

«У бабы Фроси пяток внучат.

Все каши просят, все криком кричат.

Акулька в люльке, Алёнка в пелёнке,

Аринка на перинке, Степан на печке,

Иван на крылечке. Баба тесто месила,

Кашу варила, молоко топила,

Внучат кормила. Как каши наелись,

Молока напились, бабе поклонились, угомонились!».

«Какая милая ручка!»

Игра во время купания создает неповторимую атмосферу доверия. Купая малыша, приговаривайте: «Какая милая ручка! Какая милая ножка! Какая милая головка, и плечики, и шейка!».

«Колыбельная»

Пение колыбельной, лёгкое покачивание или поглаживание животика, спинки или ручки малыша развивает его доверие к вам. Вначале для малыша в колыбельных песенках важна интонация, а позже – её слова.

Напевайте колыбельную ежедневно перед сном.

«Люли, люли, люленьки.

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон.

Несут детке сон, сон.

Будут гули ворковать,

Будет детка крепко спать».

«Игра с шарфиком»

Повяжите яркий шарф так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину подложив под голову подушку, а малыша положите себе на грудь. Привлеките его внимание к концам шарфика. Закройте ими своё лицо: «Ку-ку. Нет мамочки!» выгляньте, сказав: «Ку-ку. Вот и мамочка!». Вновь слегка встряхните шарфик, привлекая внимание малыша. Пусть он дотронется до него ручками. Когда малыш дотянется до шарфика, поговорите с ним, улыбнитесь, давая понять, что вы рады его действиям. Переложите малыша на пеленальный стол, наклонитесь над ним смотрите ему в глазки, улыбайтесь. Это позволит малышу проявить собственную инициативу в общении с вами.

«Hенаглядненький»

Наклоняясь к ребёнку и удаляясь от него, тормошите и щекочите его. Улыбаясь, напевайте:

«Ой, мой маленький, ненаглядненький,

Мой хорошенький, мой пригоженький».

Обращаясь к мальчику:

«Ой ты, мой сыночек, пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек, сиреневый кусточек!»

Обращаясь к девочке:

«Ах ты, моя девочка, золотая белочка,

Сладкая конфеточка, сиреневая веточка!»

Смотрите малышу в глаза, читайте стихи напевно, с ласковой улыбкой, называя ребёнка по имени. Во второй части игры постойте молча рядом с ребёнком, смотря ему в глазки и улыбаясь. Это позволит малышу проявить собственную инициативу в общении с Вами.

«Вздумалось детке…»

Лягте на коврик под голову подложите валик или подушку так, чтобы вам было удобно. Положите малыша себе на грудь. Ваши лица будут напротив друг друга. Используя мотив песенки «Серенький козлик», выполните различные действия ручками ребёнка. «Вздумалось детке ушки потрогать, ушки потрогать. Вот как, ушки потрогать». Дотроньтесь рукой малыша до своих ушей. «Вздумалось детке щёчки потрогать, щёчки потрогать. Вот как, вот как щёчки потрогать». Надуйте свои щёки, когда ручки ребёнка до них дотронутся с шумом подуйте. Придумайте дрeubt действия побуждая малыша смеяться.

«Смелый пилот»

Одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой рукой противоположное бедро ребёнка. Поднимайте малыша вверх и опускайте вниз, покачивайте его приговаривая:

«Вырасту, буду лётчиком смелым.

Нет для мальчишки (девчонки) лучшего дела».

3-ий этап

«Пьём из чашки»

Посадите малыша к себе на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите её малышу, сказав: «Вот какая чашка!». Поднесите её ко рту, делая вид, что вы пьёте, приговаривайте: «Пей, пей!». Почмокайте, сказав: «Ах, как вкусно!». Поднесите чашку ко рту малыша, произнося те же слова.

«Держим сухарик в руке»

Во время еды дайте малышу в руки сухарик или корочку хлеба. Приучайте малыша держать сухарик в руке или тянуть его в рот. Если ваш малыш уже умеет сидеть в высоком стуле, вы можете давать ему корочку хлеба, варёные овощи нарезанные кубиками, кусочки банана и т.п. Положите это перед малышом, побуждая его брать еду в руки и тянуть её в рот.

«Дай ручку, дай другую!»

Одевая малыша, приговаривайте: «Дай маме ручку. Дай другую. А теперь ножку – одну и другую! На ножки наденем носочки, на голову – шапочку. Вот так!».

Когда вы оденете малыша, обнимите его, крепко прижав к себе, и скажите: «Вот и всё! Мы оделись!».

Каждый раз, переодевая или одевая ребенка, рассказывайте ему все, что вы будите делать.

«Лебёдушка плывёт»

Во время купания в ванне покажите малышу плавающую уточку, подталкивайте её, напевая:

«Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше берега головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает».

Окуните уточку в воду, сказав: «Ай! Нет уточки!». Отпустите игрушку, она вынырнет, и будет вновь плавать.

«Где деточка?»

Положите малыша на животик на диван или на большую кровать. Накиньте на малыша пелёнку, закрыв его голову. Приподнимайте пелёнку, заглядывая под неё, и вновь опускайте. Заглянув под пелёнку, весело спрашивайте: «Где моя детка (имя ребёнка)?». И после паузы: «Вот моя детка!». Взрослый с малышом прячутся под пелёнкой, а другой взрослый заглядывает под неё. Эта игра доставляет большое удовольствие малышу и никогда ему не надоест.

«Ехал Тит на дрожках»

Сядьте на стул, посадив малыша себе на колени, лицом к лицу. Крепко обняв малыша, поднимайте его вверх:

«Ехал Тит на дорожках по ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам – да бух!».

При последних словах, крепко держа малыша, раздвиньте ноги и осторожно опустите его на пол. Повторите ещё раз, сказав: «Бух! Бух!». Повторяйте игру столько раз, сколько она будет доставлять малышу удовольствие.

«Экскурсия по комнате»

Малыш так располагается на вашей руке, что его голова опирается на ваше плечо и направлена вперёд. Руки ребёнка с помощью вашего предплечья также направляются вперёд, а подошвы его ножек вашей рукой прижимаются одна к другой. В такой «люльке» малыш может рассматривать всё, что вы ему показывайте. Походите с ребёнком по комнате, покажите ему часики, поднесите его к окну, покажите к нему игрушки, расставленные по комнате, посуду в буфете и многое другое.

«Показ заводной игрушки»

Покажите малышу заводную игрушку, заведите её, предоставив малышу, возможность за ней наблюдать и пытаться ловить её ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог взять её в руку. Потрогайте, ощупайте и поиграйте с ней. Для того чтобы малышу было веселее, подберите какой-нибудь стишок, отражающий характер игрушки.

«Петушок»:

«Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслянина головушка, шёлкова бородушка,

Выгляни в окошко,дам тебе горошка».

«Курочка»:

«Курочка – тороторочка,

По двору ходит, цыпляток водит,

Хохолок раздувает, малых деток потешает».

«Мышки»:

«Вышли мышки как-то раз, посмотреть, который час;

Раз, два, три,четыре, мышки дёрнули за гири,

Вдруг раздался странный звон,

Убежали мышки вон».

«Мчится поезд во весь дух!»

Положите малыша на одеяло на животик. Потяните одеяло, взяв его за два конца. Ваш малыш поедет по полу на одеяле. Передвигая малыша, таким образом, приговаривайте:

«Чух-чух, чух-чух,

Мчится поезд во весь дух!»

«Достань игрушку из пакетика»

Вам понадобится прозрачный полиэтиленовый пакет и игрушка. Положите ребёнка на живот. Спрячьте игрушку в пакетик, побуждая ребёнка достать игрушку.

«Всё дело в шляпе»

Вам понадобиться шляпа и игрушка (зайчик, кошка и т.п.). Спрячьте игрушку под шляпу так, чтобы был виден хвост или лапка. Попросите малыша найти игрушку, подняв шляпу. Переложите шляпу в другое место, вновь спрятав под неё игрушку. Побуждайте малыша двигаться в поисках игрушки.

4-ый этап

«Держим чашку в руках, пьём из неё и ставим на стол»

Если вы научили малыша придерживать чашку руками, тогда вам не составит труда научить его брать чашку со стола, подносить её ко рту, делать несколько глотков из неё и ставить на стол. Лучше, если это будет небольшая чашка из пищевой пластмассы. Вначале помогайте малышу, постепенно предоставляя ему всё больше самостоятельности. Чтобы малыш не обливался и не пугался, наливайте небольшое количество жидкости в чашку.

«Маленькие ножки»

Переодевая малыша, меняя ему ползунки, надевая или снимая пинетки, приговаривайте:

«Маленькие ножки, маленькие ножки!

За водой ходили маленькие ножки.

И домой спешили маленькие ножки.

Дома танцевали, ой, как танцевали маленькие ножки!».

«Выжимаем»

Играйте в эту игру в ванне тогда, когда малыш научится сидеть. Положите в ванну несколько поролоновых губок с силуэтами игрушек: уточка, поросёнок и т.п. Покажите малышу, как можно сжимать игрушку.

«Вылавливаем игрушки»

Положите в ванну несколько резиновых игрушек. Попросите малыша выловить каждую игрушку, положив её в небольшой тазик. Побуждайте малыша вылавливать игрушки по вашей просьбе. Покажите как можно вылавливать игрушки с помощью различных предметов, например, кружки.

«На блины»

Если малыш уже умеет сидеть, посадите его напротив себя. Если он ещё плохо удерживает позу «сидя», лягте на пол, согнув ноги, посадите малыша к себе на живот так, чтобы его ступни стояли на полу, а его спина опиралась о ваши колени. Поглаживайте ладошки малыша.

«Стала Маша гостей собирать:

Загибайте по очереди пальчики ребёнка:

И Иван приди,

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечкану, пожалуйста!».

Настойчиво покачайте мизинчик ребёнка, прежде чем его загнуть. Разгибайте каждый пальчик, нажимая на подушечки всех пальчиков:

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин,

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин.

А Митрошечке – мятный пряничек!

«Погоня»

Игра проводится тогда, когда малыш начинает хорошо ползать в различных направлениях. Играйте в эту игру на полу. Встаньте на четвереньки напротив малыша, ползите навстречу ребёнку, громко шлепая ладонями по полу. Когда вы подползёте к малышу, поцелуйте его. Разверните и быстро ползите вперёд, приговаривая: «Догони мамочку! Догони-догони!» Шлёпайте ладонями по полу, побуждая ребёнка устремиться вслед за вами. Когда он наконец начнёт вас догонять, развернитесь, похлопайте в ладоши, сказав: «Догоню детку! Догоню, догоню!» Пусть малыш развернётся, а вы будете его догонять.

«Шлёпаем по водичке»

Налейте в тазик водичку. Покажите малышу, как можно ладошкой шлёпать по поверхности воды. Шлёпайте по воде по очереди с малышом, приговаривая:

«Тёпики, тёпики, по водице хлопики,

Хлопики ладошками, да босыми ножками!».

«Солнечные зайчики»

Посадите малыша на пол, сев рядом с ним, или возьмите его на руки, посадив на колени. В солнечную погоду пускайте блики зеркальцем. Ближе к вечеру в эту игру можно играть при помощи фонарика. Следите вместе с малышом за солнечным зайчиком или светом фонарика. Называйте малышу те предметы домашнего обихода, на которые вы направляете блик от зеркала или луч от фонарика.

«Мыльные пузыри»

Посадите малыша на пол, сев рядом с ним. Вам понадобятся соломинка и мыльная пена. Пускайте мыльные пузыри, побуждая малыша их ловить. Эта игра обязательно понравится вашему ребёнку.

«Эй, топни, нога!»

Играйте с малышом на полу. Наденьте на ножку малыша звенящий браслет. Если он плохо звенит, привяжите к нему колокольчик. Опуститесь перед ребёнком на колени, придерживая одну ручку, другой рукой приподнимайте и опускайте его ножку так, чтобы малыш научился топать. Напевайте малышу песенку:

«Эй, топни, нога! Топни, правенькая!

Я плясать пошла, хоть и маленькая!

Эх, калина-малина моя!

В лесу красная рябина моя!».

Снимите браслет с одной ноги и наденьте на другую, продолжая игру.

«Качели»

Сядьте на пол, лицом друг к другу. Положите на ножки малыша свои ноги.

Возьмите малыша за руки, раскачивайтесь вперёд и назад в ритме стишка:

«Ой-да, ой-да! На качели сели.

Ой-да, ой-да! Песенку запели.

А потом ещё раз быстро раскачались,

Все у нас, все у нас весело смеялись!».

При последних словах повалитесь вместе с малышом на пол. Передохните и начните игру сначала.

«Сюрпризная коробка»

Если малыш уже умеет сидеть, посадите его, если не умеет, положите на животик. Приготовьте сюрпризную коробку. Возьмите любую коробку, обклейте её цветной оберточной бумагой. Спрячьте в коробку машинку и зайчика. Покажите малышу сюрпризную коробку, потрясите её, спросив малыша: «Что там? Посмотри! Посмотри!». Побуждайте малыша открыть коробку и достать по вашей просьбе игрушку. Если малыш достал машинку, покатайте её вместе с малышом, покрутите колёсики. Если он взял зайчика, попросите его показать, как зайчика прыгает, падает, танцует.

«Музыкальная игрушка»

Сядьте с малышом за стол. Вам понадобится музыкальная игрушка. Покажите малышу, как нужно нажимать на кнопочки для того, чтобы зазвучала музыка или послышались голоса различных животных: лай собачки, мяуканье кошки, хрюканье свинки. Слушайте эти песенки, определяя вместе с малышом голоса различных животных. Учите малыша самостоятельно нажимайте на кнопки игрушки, извлекая звуки.

«Лежебока рыжий кот»

Играйте с малышом за столом. Вам понадобиться игрушка-кошка, мисочка и чашка. Поглаживайте кошечку, читая стишок:

«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот –

Может, миска подползёт!»

Попросите малыша покормить кошку из мисочки и дать ей попить из чашки. Если малыш не может это сделать, помогите ему, показав все эти игровые действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: