Выпуском наличных и безналичных денег на основе кредитных операций банков.
Преобладанием в денежном обращении безналичного оборота.
Усилением государственного регулирования денежного обращения, созданием механизма денежно-кредитного регулирования.
В настоящее время формальное разделение выпускаемых в обращение бумажных денег на казначейские и банковские билеты сохранилось лишь в Бельгии и США. Казначейские билеты, т.е. бумажные деньги, выпускаются министерством финансов для финансирования бюджетных расходов и не имеют обеспечения, а банковские билеты (банкноты) эмитируются в ЦБ и имеют, как правило, обеспечение в форме его активов (золота, драгоценными металлами, свободно-конвертируемой валютой, ценными бумагами, долговыми обязательствами и другими товарно-материальными ценностями). Далее выпускаются в денежное обращение через коммерческие банки в ходе их коммерческих операций.
Очень важное место в кредитно-денежной политике имеет таргетирование.
|
|
Таргетирование – установление ЦБ целевых ориентиров (таргетов) роста денежной массы в обращении.
Целевые ориентиры – верхние и нижние пределы изменения объема денежной массы (введение прямых ограничений).
Порядок их установления существует в виде контрольных цифр (Франция), прогноза (Япония), «вилки» (США) и по срокам (например, в Великобритании наиболее оптимальным признан 1 год денежного таргетирования).
- Принципы организации современной ДС.
В основе любой современной ДС лежат 10 основных принципы ее организации:
1) Принцип централизованного управления ДС
2) Принцип прогнозного планирования денежного оборота (исключение – государственный бюджет; он всегда остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство страны и, как правило, министерство финансов )
3) Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота (недопущение инфляции и, параллельно, расширение денежного оборота, если возрастают потребности хозяйства или его сужение, если потребности уменьшаются )
4) Принцип кредитного характера денежной эмиссии (появление новых денежных знаков только в результате проведения банками кредитных операций.)
5) Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков ( денежные знаки должны обеспечиваться активами банков )
6) Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны
7) Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования
8) Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования
|
|
9) Принцип надзора и контроля за денежным оборотом (постоянный контроль со стороны государства обеспечивается через банковскую, финансовую и налоговую системы)
10) Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны (не всегда этот принцип действует. Примером может служить РФ, где происходит процесс долларизации)
- Характерные черты ДС промышленно развитых стран и административно-командной экономики.
Существуют две модели экономики: административно-распределительная модель и модель экономики в рыночных условиях (такая модель свойственна экономике промышленно развитых стран). ДС этих моделей присущи свои особенности.
А/ Характерные черты ДС промышленно развитых стран:
* отмена официального золотого содержания и свободного размена банкнот на золото, т.е. демонетаризация золота;
* переход к неразменным на золото кредитным деньгам;
*выпуск в обращение банкнот не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства;
* преобладание в денежном обращении безналичного оборота (более 95%);
* усиление государственного регулирования денежного обращения;
* функционирует банковский мультипликатор;
* действует система рыночного установления валютного курса;
* прогнозное планирование денежного оборота.
Б/ Характерные черты ДС административно-командной экономики:
* сосредоточение денежного оборота (как безналичного, так и наличного) в едином государственном банке;
* обязательность хранения денежных средств предприятий на счетах в государственном банке. Лимитирование (установление предельной суммы) остатка наличных денег в кассах предприятий;
* монополия гос.банка в привлечении сбережений населения;
* выпуск денег в обращение в соответствии с выполнением государственного плана экономического развития;
* законодательное установление масштаба цен и валютного курса национальной денежной единицы;
* нормирование государством расходов предприятий из получаемой ими выручки наличными деньгами;
* не существовал механизм банковского мультипликатора и другие.
Из перечисленного можно сделать вывод, что характерные черты административно-командной экономики скорее негативные, чем позитивные, хотя такие ДС более контролируемы со стороны государства. Но, как известно, для повышения уровня жизни населения, улучшения качества продукции и оказания услуг необходима «здоровая» конкуренция на внешнем рынке, и, в первую очередь, на внутреннем. А для этого необходим один из главных стимуляторов, - собственное распределение выручки работы предприятий, а не директивное планирование со стороны государства. Т.о. ДС административно-командной экономики достаточно сложная система планирования и регулирования налично-денежного обращения за счет ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением указанных планов. В итоге в стране такой модели экономики постоянно ощущался значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождает дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке.
- Состояние ДС в РФ.
Правовые основы функционирования ДС в России определены ФЗ «О ЦБ РФ» от 26.04.1995г.:
- официальной денежной единицей в стране является рубль;
- исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России;
- соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;
- видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются активами Банка России, в.т.ч. золотым запасом, гос. Ц/б, резервами кредитных учреждений, имеющихся на счетах ЦБ РФ;
|
|
- образцы банкнот и монет утверждаются Банком России и другое.
Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики ЦБ проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке. ЦБ РФ регулирует величину и темпы роста денежной массы.
В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ Банк России ввел в действие с октября 2000 года Положение «О порядке ведения кассовых опе6раций в кредитных организациях на территории РФ» за №199-П.
Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования в главных территориальных управлениях ЦБ, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.
Резервные фонды денежных билетов и монет это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах ЦБ. Эти фонды создаются по распоряжению ЦБ, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения и т.д.
В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С 1 июня 1997 года коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц независимо от из организационно-правовой формы, а также со счетов по вкладам граждан (например, чтобы снять деньги со вклада или со счета в сумме, более 5000 рублей, банку нужно сделать заявку за 1 раб.день. В каждом банке свои лимиты, требования заявки в зависимости от категории вклада, цели вклада, видов деятельности банка и его ликвидности и рейтинга).