Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).
Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).
Факторы, влияющие на развитие способностей:
§ - исходная предпосылка - врожденные задатки
§ - время выявления
§ - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес
§ - всестороннее развитие интересов и способностей
§ - соперничество и сотрудничество
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей, особенно высокие - талант и гениальность).
|
|
Показатели одаренности:
§ - темп и легкость усвоения материала
§ - широта переноса
§ - время проявления
§ - соотношение результатов с условиями
Талант - это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
§ - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона
§ - осознание способности
§ - включенность способности в характер