Раннехристианские мозаики 4-5 вв

Позднеантичное и раннехристианское искусство (3-5 вв.).

Кризис и глубинные трансформации античной культуры в период позднеримской империи (3-4 вв.). Решительный отход от норм и принципов классической эстетики во времена тетрархии. Восточные влияния и эллинизирующие ренессансы как противоборствующие тенденции в живописи и пластике. Их отражение в пальмирском скульптурном портрете 3 в., портрете эпохи тетрархии (рубеж 3-4 вв.), публичном и частном портрете 4-5 вв., консульских диптихах 4-6 вв. Мозаики позднеримских вилл, фаюмский портрет.

Зарождение христианской изобразительной культуры. Живопись катакомб до церковного мира 313 г., в эпоху Константина и последующие десятилетия. Тематика, образные и стилевые особенности этого искусства. Христианская объёмная пластика (рельефы саркофагов, круглая скульптура, искусство малых форм – литургическая и не-литургическая утварь, ампулы Святой Земли, реликварии, портативные кресты).

3. Раннехристианская архитектура 4-5 вв.

Возникновение христианской архитектуры. Дом собраний в Дура Европос. Архитектура эпохи Константина. Общинное богослужение и почитание реликвий как решающие факторы первоначального типологического размежевания – на базиликальные и центрические церковные сооружения (А. Грабар, «Мартириум»).

Римские истоки христианской базилики. Конструктивные и стилевые характеристики, организация и символика интерьера. Базилики Средиземноморья, христианского Востока – Святой Земли, Египта и Закавказья.

Центрические постройки христиан. Античные образцы (круглые храмы, мавзолеи) христианских мартириев, мавзолеев и баптистериев 4-5 вв. в Средиземноморье и на Востоке.

Возможность типологического синтеза. Мемориальные комплексы Святой Земли (Вифлеем, Иерусалим) и Сирии (Калат Семан). Купольные базилики Сирии 5 в. (Алахан манастир). Поиски вариантов конструктивного совмещения купола и базиликального пространства.

Раннехристианские мозаики 4-5 вв.

Мозаика как вид живописи, её декоративные и художественные особенности. Мозаики античные и христианские, общие и специфические черты.

Начало свободной проповеди христианства в правление Константина. Возникновение официального церковного искусства, определение его границ, целей и задач.

Римско-италийские (Рим, Равенна) и греческие (Фессалоника) мозаики 4-5 вв. Тематика, иконография, образ и стиль. Отбор и совмещение ветхо- и новозаветных сюжетов (нарративно-дидактические программы). Выработка устойчивых иконографических формул (символико-репрезентативные программы). «Христианская античность» как следствие первичной востребованности классических норм и правил художественного творчества. Трактовка образа Христа, Богоматери, мучеников и святых в ансамблях монументальной живописи.

Стремление к стилизации и аскетизации художественного образа во второй половине 5 в. (мозаики баптистерия ариан в Равенне).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: